Россия — Польша. Органный диалог

9 Апреля 2016

Россия — Польша. Органный диалог

С 4 по 28 февраля римско-католический приход Святого Станислава в Санкт-Петербурге уже во второй раз стал площадкой для проведения серьезного органного состязания. II Российско-польский конкурс «VOX POLONIСA PETROPOLITANA 2016» на приз Санкт-Петербургского общества «Полония» прошел на завидно высоком уровне, причем вторым его можно назвать весьма условно, так как год назад он проходил не столь масштабно. Если в прошлом году за победу боролись студенты Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и Санкт-Петербургского государственного университета, то в этот раз наряду с ними были представлены и польские органные школы Кракова и Гданьска. Особый оттенок конкурсу придал польский флер: наряду со стандартными конкурсными опусами Баха, Букстехуде, Бема, Франка, Вьерна, Мессиана и т. д. обязательным было исполнение сочинения польского автора. Поскольку конкурс проходил в форме открытых прослушиваний, то публика смогла открыть для себя не только новые имена, но и целый пласт польской органной музыки. Большой интерес вызвали сочинения Суржиньского, Пацеркевича, Нововейского, Савы.

Порадовало, что главным учредителем конкурса совместно с Культурно-просветительским обществом «Полония» им. Адама Мицкевича в Петербурге является римско-католический приход Святого Станислава, настоятель которого отец Кшиштоф Пожарский уже достаточно хорошо известен своей подвижнической деятельностью в проведении в своем храме регулярных органных уик-эндов, а также рождественского и летнего фестивалей. Что касается конкурса, то подобным проектом не может похвастаться ни один приход нашего многоконфессионального города. Конкурс прошел при поддержке Генерального консульства Польской республики и Польского института в Санкт-Петербурге при участии Санкт-Петербургской консерватории.
В состав профессионального жюри вошли: Роман Перуцкий, профессор Академии музыки Гданьска, главный органист кафедрального собора в Гданьске, директор Польской Балтийской филармонии им. Фредерика Шопена; Анна Калинкина, преподаватель кафедры органа, клавесина и карильона СПбГУ; Юрий Семёнов, преподаватель Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова; Елена Антипина, концертирующий органист, преподаватель детской музыкальной школы им. Ипполитова-Иванова города Гатчина. Жюри возглавил Даниэль Зарецкий, заслуженный артист РФ, профессор СПбГУ, заведующий кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории.
Возрастной ценз от 18 до 30 позволил принять участие в конкурсе воспитанникам музыкальных училищ, студентам консерваторий и аспирантам, хотя организаторам конкурса неплохо было бы в будущем ввести различные возрастные номинации.
В финал вышло практически равное количество польских и русских органистов, а итоги конкурса таковы:

I премия:
Владимир Королевский (Россия).

II премия:
Патрик Подвойский (Польша),
Виктория Шорохова (Россия).

III премия:
Мария Гаврилюк (Польша),
Эльнора Гросс (Россия).


Кроме того, самая молодая участница, студентка Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова Эльнора Гросс, единогласно была отмечена призом зрительских симпатий, а обаятельная и музыкальная Татьяна Иваньшина, оканчивающая то же училище в этом году, удостоена приза прессы.
Очень интересный и яркий музыкант Юлиан Голош, воспитанник Краковской Академии музыки, к сожалению, не прошедший в финал, тоже увез на родину особые награды. Он получил приз за лучшее исполнение сочинения польского композитора и главный приз культурно- просветительского общества «Полония» — сольный концерт в будущем сезоне в рамках III Рождественского международного органного фестиваля Adestefideles.

Своими впечатлениями делятся члены жюри и участники конкурса:
Председатель жюри Даниэль Зарецкий:
— Хотелось бы прежде всего отметить, что программа конкурса, несмотря на наличие определенных рамок, предоставила значительную свободу выбора участникам. Даже обязательное исполнение польской пьесы не было регламентировано каким-то одним сочинением или автором и тем самым позволило участникам, членам жюри и публике услышать достаточно широкую панораму польской органной музыки XIX–XX веков. Уровень участников, даже самых молодых, был настолько высок, что жюри было очень непросто выбрать финалистов.
На мой взгляд, принципиальной разницы между польской и российской органными школами нет, что и неудивительно, учитывая беспредельные возможности современных информационных технологий, а также фактическое отсутствие границ, по крайней мере культурных. Что касается профессиональных пожеланий, то молодым органистам необходимо научиться лучше слушать себя и вживаться в акустику, а также в звучание органов разных стилей. Что касается дальнейших планов, то жюри уже обсуждало вопрос выделения двух разных номинаций —
вузов и училищ (колледжей). Отдельно хочется поблагодарить Санкт-Петербургскую консерваторию за организационную и информационную поддержку — пресс-служба работала просто великолепно и сверхоперативно.

Член жюри Роман Перуцкий:

— Я очень рад, что приход Святого Станислава, общество «Полония» и Санкт-Петербургская консерватория взяли на себя инициативу в проведении подобного проекта, и благодарен за приглашение в жюри конкурса. Хочу особо подчеркнуть качественную организацию конкурса и хороший исполнительский уровень участников из России и Польши. Надеюсь, что год от года конкурс будет развиваться, поднимая профессиональную планку еще выше. Концепция этого органного состязания прекрасно вписывается в контекст культурного сотрудничества между Польшей и Россией, расширяя его рамки. Это прекрасная возможность укреплять и развивать международные творческие связи. Искренняя благодарность всем организаторам конкурса.

Владимир Королевский, лауреат I премии, ассистент-стажер Санкт-Петербургской консерватории:

— Для меня участие во II Российско-польском конкурсе «VOX POLONICA PETROPOLITANA 2016» стало ярким и значительным событием моей творческой жизни. За плечами — участие во многих всероссийских и международных состязаниях, есть с чем сравнивать, и впечатления от того, как конкурс был организован, только хорошие, «от и до». Впечатлило начало конкурса: на официальном открытии во время жеребьевки на перевернутых карточках с номерками были чудесные янтарные фигурки ручной работы. Такой маленький, казалось бы, факт подчеркнул, что к организации конкурса подошли не формально, а с душой и фантазией. С первых минут был задан тон всей атмосфере конкурса, которая на протяжении всех дней оставалась позитивной и доброжелательной. На мой взгляд, организаторы конкурса сделали всё возможное и невозможное для того, чтобы конкурс прошел безукоризненно. Прослушивания и первого, и второго тура прошли в полном соответствии с заявленным в регламенте временем. Отдельное спасибо ассистентам конкурса. Своему ассистенту Лизе Лобановой я очень признателен! Знаю по себе, что помогать другому бывает порой сложнее, чем играть самому, — просто даже ввиду психологической ответственности, а здесь еще череда сменяющихся участников, репетиции, выступления. Что касается моей победы, то кроме самого факта она меня радует еще и потому, что уровень конкурса был достаточно высоким, каждое из выступлений ярким и интересным. Могу представить, как непросто было жюри сделать свой выбор... Спасибо нашим учителям! И будущим участникам — развития и процветания из года в год! Спасибо вам всем!

Патрик Подвойский, лауреат II премии (Гданьская академия музыки им. Станислава Монюшко):
— Петербург я посетил впервые. Город поразил меня своей особенной красотой и количеством артефактов. Кроме диплома лауреата II степени я увез на родину самые позитивные воспоминания о прошедшем событии. Познакомился с талантливыми органистами и другими очень интересными людьми. Я очень впечатлен игрой других участников. Атмосфера на конкурсе была дружественной, организация — прекрасной, работка ассистентов — безупречной. Доброжелательный и объективный настрой высокопрофессионального жюри очень помогал выступлению конкурсантов. Очень благодарен всем людям и организациям, которые поддержали конкурс, и рад, что у меня была возможность пропагандировать польскую музыку. Это был замечательный опыт для меня. Рекомендую всем участвовать в этом конкурсе и надеюсь, что в следующем году конкурс пройдет вновь.
Поскольку главной задачей конкурса является пропаганда польской органной музыки и развитие международных культурных связей, то можно считать, что все удалось и диалог состоялся.
Екатерина ХОМЧУК,
пресс-атташе Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова,
редактор и ведущая программ Радио России
и Радио Петербург
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~MoxIn