Римлянин

Серов В. А. Портрет Н. А. Римского-Корсакова. 1898 г.

Серов В. А. Портрет Н. А. Римского-Корсакова. 1898 г.

2 Марта 2019

Римлянин

К 175-летию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова

У Николая Андреевича Римского-Корсакова много имен — весьма торжественных, многозначительных, символических: основателя петербургской композиторской школы называли магом, волшебником русской музыки.
Владимир Васильевич Стасов окрестил своего друга гордым именем: «Римлянин». Друзья-«кучкисты», с легкой руки Модеста Петровича Мусоргского, звали его ласково: «Корсинька»… Александр Константинович Глазунов свои письма к учителю и другу начинал шутливо-высокопарно: «Дорогое Маэстро!» Невежественный партийный идеолог (кто сегодня помнит его имя?) призывал советских «композиторов-формалистов» (в их числе прямых учеников Римского-Корсакова — Прокофьева, Мясковского и «внука» по педагогической линии Шостаковича) — «брать пример с классиков, писать так, как писали Глинка, Чайковский, Римский-КорсАков». Последнее ударение увековечено в сатирической кантате Дмитрия Шостаковича «Антиформалистический раек».
Осмелюсь и я пошутить: русский композитор, автор «Псковитянки» и «Садко», «Царской невесты» и «Сказания о невидимом граде Китеже» — он же и украiнськiй композитор, автор «Майской ночи» и оперы-колядки «Ночь перед Рождеством». Автор оперы «Сервилия» на сюжет из жизни древнего Рима — композитор Римский, а автор кантаты «Свитезянка» на стихи Адама Мицкевича и оперы «Пан воевода» — композитор Корсак, потомок древнего литовского рода Корсаков…
Остается только узнать скандинавские, индийские, итальянские имена композитора, сочинившего песни Варяжского, Индийского и Веденецкого гостей. А как в Испании величают автора «Испанского каприччио»? Как именуют на Ближнем Востоке автора «Шехеразады» и «Еврейской песни»? Вслед за своими богами — Пушкиным и Глинкой —
Римский-Корсаков явил ту «всемирную отзывчивость», что вообще свойственна русской культуре.
И мир отозвался благодарно на музыку русского чародея. Это с особой наглядностью продемонстрировал в 1994 году фестиваль «Римский-Корсаков в ХХ веке», проведенный по инициативе Валерия Гергиева в Мариинском театре. Это не более чем игра слов, случайная, разумеется, но восторгавшиеся русским маэстро Дебюсси и Равель — оба лауреаты так называемой Римской премии, присуждаемой лучшим выпускникам Парижской консерватории. Еще один выдающийся композитор ХХ века, итальянец Отторино Респиги, говорил об уроках, взятых им в Петербурге у Римского-Корсакова: «Их было немного, но для меня они имели огромнейшее значение». Спустя годы они отзовутся в творчестве Респиги знаменитой римской (!) трилогией («Фонтаны Рима», «Пинии Рима», «Римские празднества»).
Что же говорить о произведениях русских питомцев мастера? Музыка столь непохожих друг на друга Анатолия Лядова, Александра Глазунова, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева — свидетельство широты и непредвзятости педагогических принципов учителя. А сделанные им редакции и оркестровки сочинений Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина красноречиво говорят о музыкальной родословной мэтра.
Мариинский театр — театр Глинки и Чайковского, Мусоргского и Бородина, Прокофьева и Шостаковича — с гордостью именует себя театром Римского-Корсакова. Здесь прошли премьеры большинства опер композитора при его жизни. В нашем репертуаре многие годы сохраняются «Псковитянка» и «Садко», балет Михаила Фокина на музыку «Шехеразады», были возобновлены «Кащей бессмертный» и «Моцарт и Сальери»…
С успехом прошли в последние годы премьеры «Золотого петушка» и «Снегурочки», «Царской невесты» и «Сказки о царе Салтане», концертное исполнение оперы-балета «Млада». Трижды на протяжении последних десятилетий театр обращался к духовному завещанию композитора — опере-мистерии «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», увенчавшей фестиваль «Римский-Корсаков в ХХ веке».
Наш театр и Дом Римского-Корсакова в Тихвине связывает тесная истинно творческая дружба. И это не оговорка — именно Дом, а не Дом-музей, ибо само слово музей содержит в себе некую мемориальную ноту. А поддерживаемый хранителями Дом — живой организм, населенный живыми людьми, духовными воспреемниками прежних хозяев. Не раз гостили в родовом гнезде Римского-Корсакова его внучка Татьяна Владимировна, ее дети — правнуки и праправнуки композитора.
Обретение Чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери стало символом возвращения России к ее вечным культурным и религиозным ценностям. Мариинский театр во главе с Валерием Гергиевым радостно принял участие в торжествах на древней тихвинской земле, представив «Сказание о невидимом граде Китеже» у стен Большого Успенского монастыря.
У Николая Андреевича Римского-Корсакова много имен. Но в мир он вышел в стенах тихвинского Дома мальчиком по имени Ника; близкие так звали его до седых волос. Для русской музыкальной культуры этот Дом такое же святое место на земле, как село Новоспасское Глинки, как село Карево Мусоргского, как Воткинский завод Чайковского, как имение Сонцовка Прокофьева… Поклонимся Дому Римского-Корсакова и его верным хранителям.
Иосиф РАЙСКИН
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~rl3h8