Пётр I. Время и окружение

2 Февраля 2016

Пётр I. Время и окружение

В Михайловском (Инженерном) замке открылась выставка «Петр I. Время и окружение», посвященная жизни первого российского императора и эпохе его правления. Посетители увидят портреты Петра Великого и членов его семьи, соратников и современников. Экспозицию составляют работы таких выдающихся мастеров, как Иван Никитин, Андрей Матвеев, Луи Каравак, Иоганн Таннауэр и многих других. Представлены не только живописные работы, но и скульптуры, миниатюры, предметы декоративно-прикладного искусства, мебель, костюмы, личные вещи и рукописи государя, модели памятников, архивные материалы. Такая масштабная выставка, посвященная Петровской эпохе проходит впервые за последние 40 лет. В состав экспозиции вошло около 200 произведений из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, различных российских музеев и частных коллекций. Выставка проходит в рамках проекта Русского музея «Сага о Романовых».

Большую часть выставки составили портреты Петра Великого. В истории российского царствующего дома иконография первого российского императора не имеет себе равных — европейскими и русскими живописцами было создано около двухсот различных типов изображения Петра I. На выставке представлено одно из самых ранних изображений юного государя «Портрет царевича Петра Алексеевича» (1670-е, Государственный музей А. С. Пушкина). Истоки портрета лежат в «парсуне» (от слова «персона») — ранней форме портрета, появление которой в России во второй половине ХVII века прежде всего связано с живописной командой Оружейной палаты. В этих произведениях прослеживается переход от традиционного иконописного, плоскостного письма к объемному изображению на холсте масляными красками, с использованием достижений европейского искусства. Большинство портретов этой группы дошли до наших дней анонимными, так как редко подписывались авторами. В залах Михайловского замка выставлен целый ряд парсун с изображениями современников Петра I («Портрет князя Андрея Большого Ивановича Репнина», ГРМ; «Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной», ГТГ). Впервые посетители увидят вместе все произведения знаменитой «Преображенской серии» — редчайшего памятника раннего светского искусства в России, отражающего переломный момент в становлении отечественной живописи Нового времени.
После Великого посольства в Европу 1697–1698 годов в России появились европейские художники. Первым «гофмалером» Петра Великого стал немец Иоганн Готфрид Таннауер. Контракт с ним предусматривал работу в качестве портретного живописца, однако ему приходилось писать батальные сцены, исполнять миниатюры и рисунки тушью, чинить часы — русская служба требовала универсализма. Помимо императора Таннауер писал членов семьи и приближенных государя. На экспозиции можно увидеть портреты царевича Алексея Петровича, графа
П. А.Толстого, фельдмаршала М. М.Голицына, генерал-адмирала графа Ф. М.Апраксина. Кисти художника принадлежит и картина «Петр I в Полтавской битве» (ГРМ), решенная в европейских традициях изображения монарха в баталиях. Французский живописец Луи Каравак писал портреты, жанровые, батальные сцены, занимался монументальными росписями. Каравак обладал эксклюзивным правом портретировать императора Петра I с натуры. Подобно Таннауеру, живописец создал иконографический тип облика государя, ставший своеобразным каноном и образцом для многих художников. Каравак был основателем первой в России рисовальной школы европейского типа, обязательным элементом которой было рисование с обнаженной натуры. Художник создал много портретов членов царской семьи, некоторые их них представлены на выставке: «Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны» (1717, ГРМ), «Портрет царевича Петра Алексеевича и царевны Натальи Алексеевны в детском возрасте в виде Аполлона и Дианы» (ГТГ). Широко известный овальный портрет Петра I (ГРМ) также показан на выставке.
Важнейшим результатом петровских реформ в художественной сфере стало появление национальной школы живописи нового, близкого к европейскому типа. В своем отечестве Петр I хотел иметь и собственных, русских мастеров, которые могли бы составить конкуренцию иностранным. Решением этой проблемы было как приглашение зарубежных художников, так и отправка русских учеников в Европу.
Одним из первых петровских «пенсионеров» стал Иван Никитин, отправившийся в 1716 году на учебу в Италию, Флоренцию, Венецию, Тоскану. Он был одним из самых одаренных и профессиональных отечественных мастеров и, возвратившись по требованию Петра I в Петербург, стал первым русским придворным художником европейского уровня и получил преимущественное право писать портреты самого царя и его семьи. Состав работ Никитина вызывает много споров у исследователей, так как лишь на трех произведениях имеется его автограф. Одним из немногих портретов, который, несомненно, принадлежит кисти Никитина, является знаменитый «Петр I на смертном ложе» (ГРМ, 1725). Также на экспозиции можно увидеть «Портрет Петра I на фоне морского сражения» (ГМЗ «Царское село»), «Портрет молодого человека в зеленом кафтане» (ГРМ), «Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова» (ГРМ), «Портрет цесаревны Анны Петровны» (ГТГ), которые считаются работами Никитина. На выставке представлены работы и Андрея Матвеева, единственного русского живописца, получившего полное академическое образование в Европе: портреты членов семьи Голицыных, «Автопортрет с женой» и «Портрет Петра I», свидетельствующие о высоком профессиональном мастерстве и эмоциональной проникновенности творческой манеры художника.
Несмотря на полтора века пристального изучения, авторы большинства произведений Петровской эпохи так и остались неизвестными. Атрибуция этих работ является сложной проблемой и с большей или меньшей достоверностью определяется скрупулезными историческими, стилистическими и технологическими исследованиями. Многие из представленных на выставке произведений получили новые атрибуции, поэтому одной из важнейших задач нынешней экспозиции стала демонстрация этих научных открытий. Кроме того, посетители увидят произведения обновленными, так как перед выставкой они прошли серьезную реставрационную подготовку.
Алла КАРЯГИНА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~sbYOW