Путешествие в неоклассику

2 Ноября 2020

Путешествие в неоклассику

Знаете ли вы композитора Дмитрия Жученко?
В сентябре 2020 года в Петербурге, в старинном концертном зале Музея-квартиры Самойловых, в историю современной классической музыки вписана еще одна страница. Флейта, виолончель, бас, рояль, скрипка, веточка колокольчиков, духовой семплер… Ансамбль Дмитрия О. Жученко представил великолепнейшую работу, соединившую базовые классические принципы и мелодизм фолка, виртуозно раскрывающую жанровую природу музыкальных пьес.

Но что это? Если в классике бас поддерживает гармонию, то у Жученко отношение к басовой линии во многом как к ударной. Рояль берет на себя роль рефери в споре инструментов. Инструментальные партии перебрасываются от музыканта к музыканту, как в «вульгарном» джаз-роке. Бамбуковая флейта в электронном звучании заменяет проверенный временем гобой, а колокольчики вообще выпадают из музыкального ритма, словно в музейном камерном зале дует сквозняк.
Концептуализм современной классики во многом строился на ограничениях первой половины XX века — рафинированности, четкости музыкальных элементов, отточенной свободе в выражении чувств и образов, на соединении усилий десятков, иногда сотен музыкантов и их инструментов.
Постимперское музыкальное развитие прошло путь от развитой формы симфонии и большого симфонического оркестра к камерным жанрам. Актуальными стали струнные ансамбли и вокальные коллективы. Широкое развитие получили смешанные формы: джазовые мелодии зачастую исполняют a cappella: музыкальные коллективы стали воплощать новые формы выразительности с использованием эстрадных и рок-музыкальных интонаций.
В современных выступлениях коллективов академической музыки проявлены театр, клиповое музыкальное мышление, хайп — на авансцену выходят скрипичные дуэты, квартеты танцуют, а ударные ходят… Стало допустимым использование этнических и электронных инструментов, ударных и имитаторов — от рюмок с водой до отрезков канализационных труб. Современное шоу классической музыки становится ближе молодежи, и тем не менее с классикой большинство знакомится по телефону, ожидая соединения с тем, кому «очень важен ваш звонок».
Несколько слов о музыкальных сюжетах, вошедших в концерт Дмитрия Жученко.
«Утро на террассе» — почти эстрадная композиция. Несуетная, легкая мелодичность, танцевальная поступь баса и виолончели поддерживает разговор флейты со скрипкой в запеве.
В условном «припеве» чуть мягче, интимнее звучат тромбон и засурдиненная труба. Воздух музыкального произведения — триоли рояля в верхнем регистре и глиссандо контрабаса. 
Казалось бы — классическое прочтение музыки легкого жанра; но достаточно вслушаться: в «фундаменте» почти фольклорных итальянских мотивов звучит гармоническая основа, восходящая к началу XVIII века.
«Японский дворик» — пьеса о современном поиске высокого мира жителем мегаполиса. Что может открыть пассажир метро, впавший в депрессию от отсутствия неба? И вдруг — внутренний диссонанс обретает мелодию, звуки превращаются в ритмические акценты, и от простых музыкальных фраз, передаваемых музыкантами друг другу, мелодия взлетает, льется, сияет. Как неожиданно современно раскрыта раннеклассическая форма Доменико Скарлатти!
«Блюз в темном» уже по названию — отпадение от классики. Звучат в плавно развивающемся сюжете английская инструментальная линия, особенно отчетливо проявленная в соединении рояля с контрабасом, плавная поддержка виолончели, ритм пиццикато, романтическая линия скрипки. Это не блюз. Это его дух. Бинго!
«Четыре сезона» — история любви, притча, драма без смертельного исхода. В интонационной основе — мотивы средиземноморской музыки XIX века, итальянской мелодики аргентинского гения Астора Пьяццоллы.
Использование басовой и бамбуковой флейт раздвигает звуковой горизонт произведения, внося в него яркую звукопись открытого пространства. Именно за это Жученко называют композитором для кино — музыкальные образы объемны, понятны, ритмически акцентированы, тематическое развитие сюжетно и построено из кирпичиков-аллюзий к обозначенным в сюжете основным мелодиям.
И вдруг — взрыв, одновременный всплеск всего звукового диапазона инструментов, мощный, глубокий, ошеломляющий. Ряд сюжетов в музыке «Четырех сезонов» явно написан за пределами человеческих возможностей — так могли бы восклицать сами инструменты, только дайте им эту возможность кричать в небо!
«Ветер вееров» — одна из удивительнейших пьес концерта. Этот музыкальный сюжет построен на трансцендентной идее Небесного Тибета, оформленной в минималистическом музыкальном ключе... Ударная линия озвучена этническими колокольчиками, придающими мелодии хрупкость вневременного и создающими преломление пространства музыкальной пьесы… 
«Музыка ветра» — симфоджазовая композиция, сыгранная пятью музыкантами. Рояль в этом произведении взял на себя ударную функцию, которую оформляет глиссандо виолончели. Слишком много ветра, слишком. Музыка не просто звучит — она так дышит. 
Позвольте в этой рецензии не делиться тем, что хочется оставить только для себя, — это сюжетные пьесы «Слияние рек» (эпически-иллюстративный струнный диалог); «Пресветлая» — история счастливой любви (духовые и скрипка); «Старый Тифлис» — ностальгия по дружбе и юности, на основе этнического фолка; запредельная звукопись пьесы «Горы Адальманджо»... Несказанной красоты музыкальное путешествие!
Теперь еще раз вопрос: знаете ли вы композитора Дмитрия Жученко? Может быть, действительно, Дмитрий Жученко не композитор-неоклассик, а скорее неоконсерватор? Но этот вопрос оставим на ваше решение. 
Игорь КАЙБАНОВ, критик, либреттист
Фото из личного архива композитора.
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 10 (182), ноябрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~mor37