Путешествие с фестивалем

19 Июня 2018

Путешествие с фестивалем

Любимый фестиваль многих петербуржцев «Дворцы Санкт-Петербурга» продолжает свое двадцать шестое музыкальное путешествие по нашему городу, увлекая за собой своих почитателей. Торжественное открытие состоялось в Гербовом зале Эрмитажа. Константиновский оркестр под управлением дирижера Константина Орбеляна и певцы из США Николь Кабелль (сопрано), Стивен Костелло (тенор) исполнили шедевры из опер Моцарта, Бизе, Верди, Пуччини, Гершвина, Бернстайна.

За свою историю фестиваль не раз открывал горожанам новые культурно-исторические пространства дворцов, особняков, возвращающихся в духовную жизнь города после длительной реставрации. Вот и на сей раз один из концертов фестиваля состоялся в особняке знаменитого архитектора Александра Павловича Брюллова
«Вечер друзей фестиваля» проходил в духе салона XIX века. «Дом — это то, чем мы его наполняем», — сказала художественный руководитель фестиваля заслуженная артистка России Мария Сафарьянц, открывая вечер. Она напомнила гостям о том, что уже в XIX веке Санкт-Петербург был одной из главных музыкальных столиц Европы, в которую приезжали Лист, Берлиоз, Вагнер, Шуман. Это напоминание было очень уместным перед выступлением гостя фестиваля, пианиста Даниэла Лебхардта (Германия), который исполнил романтические миниатюры Шуберта (Экспромт № 2, ор. 90), Брамса (Интермеццо ор. 118, № 2), «Забытый вальс» Листа.
Основой концерта стало выступление замечательного ансамбля народных инструментов «Стиль пяти», являющегося постоянным участником фестиваля. Коллектив представил программу от музыки Генделя до современных композиторов, продемонстрировав идеальное чувство стиля музыки разных эпох. Исполнители на народных инструментах всегда поражают особой вдохновенностью, эмоциональной открытостью, артистизмом, виртуозным мастерством и заразительной влюбленностью в свои инструменты.
Атмосфера фестиваля, которую определяют и стены, интерьер исторических зданий, и звучащая музыка, невольно рождает в восприятии разнообразные аллюзии, литературные ассоциации. Так, лихость, задорность Русского танца из балета «Щелкунчик» Чайковского, звучащая в старинном дворянском особняке, невольно напомнила сцену из «Войны и мира» Л. Толстого с юной Наташей Ростовой, пустившейся в пляс…
Эпоха музыкально-поэтических салонов пушкинской поры воскресла в ноктюрне «Разлука» Глинки, исполненном Марией Сафарьянц (скрипка) в сопровождении ансамбля «Стиль пяти». Голос скрипки Марии Сафарьянц не стесняется сентиментальных слез, горестных вздохов и в сочетании с трепещущим фоном народных инструментов погружает в раздумье, словно кинематографическим наплывом переносит в давно минувший век.
Образ итальянца, импровизатора из пушкинских «Египетских ночей» невольно пришел на ум, когда начал свое выступление гость из Италии, аккордеонист Симоне Занкини. «Джаз-танго-сюита» на музыку Пьяццоллы, Гершвина и самого Занкини захватывает, держит в напряжении. Подобно пушкинскому герою Занкини во время исполнения экстравагантен, загадочен и словно гипнотизирует непредсказуемостью своей музыкальной фантазии.
Апофеозом творческой дружбы стало исполнение ансамблем «Стиль пяти» и Симоне Занкини французской баллады и русской народной песни «Валенки», которое превратилось в настоящее состязание виртуозов. В нем не было победителей, а были радость и творческий азарт, вызвавшие восторг публики.
Идея перемещения фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» в разные здания, концертные залы, с которыми связаны интереснейшие страницы истории и культуры города, имеет большое просветительское значение. Не случайно многим концертам предшествует экскурсия. Так было и
6 июня перед концертом в «Талион Империал Отеле».
Когда-то здесь, на пересечении Невского проспекта и набережной Мойки, по указу императрицы Елизаветы был построен временный деревянный Зимний дворец. Затем на его месте архитектор Жан Батист Валлен-Деламот возвел особняк в стиле классицизма для генерал-полицмейстера Николая Ивановича Чичерина, где проходили концерты, маскарады, организованные Музыкальным клубом. На них присутствовали Радищев, Фонвизин, Кваренги. Затем здание приобрели купцы братья Елисеевы и бальный зал «Империал» сдавался в аренду Благородному дворянскому собранию, устраивавшему музыкальные и литературные вечера, на которых выступали Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин. Степан Петрович Елисеев собрал значительную коллекцию скульптур Родена, которая сейчас находится в Эрмитаже.
После революции здесь обосновался Дом искусств —основанное Максимом Горьким общество, в которое входили Ахматова, Замятин, Петров-Водкин, Анненков, Мандельштам… А в 1924 году в здании открывается рабочий кинотеатр с романтическим названием «Светлая лента», где некоторое время работал музыкальным иллюстратором молодой композитор Дмитрий Шостакович.
Главным действующим лицом концерта в зале «Талион Империал Отеля» в этот вечер был молодой скрипач Франсуа Пино-Бенуа —
потомок почитаемого в Петербурге выдающегося рода Бенуа, без представителей которого невозможно представить историю культуры нашего города. Большинство представителей Бенуа — архитекторы, художники. Но хочется напомнить, что дед матери знаменитого архитектора Леонтия Николаевича Бенуа (потомком которого и является наш гость), Катерино Кавос, был русским композитором, дирижером и вокальным педагогом.
Франсуа Пино-Бенуа всего 24 года, но он уже лауреат престижных конкурсов и премий. Его талант отмечен фондом «Музыканты между войной и миром», вручившим ему скрипку легендарного французского скрипача Люсьена Дюрозуара.
Франсуа исполнил «Времена года» Вивальди и «Интродукцию и рондо-каприччиозо» Сен-Санса.
Солист и молодежный оркестр «Таврический» под управлением дирижера из Франции Николаса Краузе наполнили эту музыку особой свежестью звучания. С какой-то французской утонченностью зазвучала «Весна», вызывая ассоциации с «Перекличкой птиц» Рамо. Скрипка Франсуа ламентозно вздыхала в дуэте с виолончелью в «Лете». И уж совершенно неожиданно, почти как в кино, в «Зиме» услышалось мерное движение кареты по старому притихшему Петербургу… В игре скрипача ощущаются не только техническое мастерство, школа, но и глубина чувствования, искренность, очень индивидуальное, порой отчетливо современное слышание классических произведений.
Фамилия Бенуа — один из культурных символов Петербурга. Прекрасно, что в нынешнем поколении эта фамилия пополнилась не только архитекторами, художниками, но и музыкантами. Ведь одновременно с Франсуа в оркестре «Таврический» играла еще одна представительница этой славной семьи — флейтистка Марианна Мурзина.
О, сколько нам еще предстоит услышать и узнать, путешествуя по культурно-историческому пространству города с фестивалем «Дворцы Санкт-Петербурга»!
Елена ИСТРАТОВА

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~OT2Mo