«Провинциальные портреты, или Песни дружеского круга»

Фото предоставлено оргкомитетом конференции

Фото предоставлено оргкомитетом конференции

8 Мая 2019

«Провинциальные портреты, или Песни дружеского круга»

В последнее время особую популярность приобрел так называемый «фольклорный театр». Под этой маркой появляются многочисленные коллективы, в большинстве своем далекие от традиционного народного творчества. Теоретики пытаются дать исчерпывающее определение данному феномену, но так и не пришли к единому мнению. Практики же находятся в непрерывном поиске новых возможностей для воспроизведения образцов народного творчества с использованием законов и средств выразительности сцены.

Театр на протяжении всей истории своего развития черпал в фольклоре образы, темы, сюжеты. Так почему бы фольклору не воспользоваться театральными формами и приемами для сохранения своей «самости» в непростое для него время экспансии массовой культуры?
Своеобразным экспериментом в этом направлении стало выступление студентов и выпускников кафедры русского народного песенного искусства Санкт-Петербургского государственного института культуры. Программа «Провинциальные портреты, или Песни дружеского круга» была представлена в Малом концертном зале консерватории в рамках III всероссийской научно-практической конференции молодых специалистов «Музыкальная медиевистика в XXI веке».
Автор и режиссер этого вокально-сценического действа — доцент СПбГИК, кандидат искусствоведения Елена Евгеньевна Васильева — составила программу по рукописному песеннику XVIII века из Великого Устюга, который хранится в Отделе рукописей РНБ (тит. 4272). Он был подготовлен к изданию (совместно с В. А. Лапиным и Н. О. Атрощенко) и выпущен 5-й книгой I тома энциклопедического словаря «Музыкальный Петербург» в 2002 году. Особенность данного песенника в том, что он не содержит ни духовных текстов, ни од, ни торжественных кантов.
В нем запечатлен «песенный быт» молодых людей, чутко реагирующих на исторические события и повороты судьбы, но открывающих свои чувства только узкому кругу друзей.
Для представления были выбраны произведения, разнообразные по характеру и содержанию: серьезные и потешные, веселые и жалобные, о военных кампаниях и морских походах, о любви и разлуке, содержащие глубокие моральные суждения о чести и долге, верности и вере. По словам Е. Е. Васильевой, номера были выстроены так, чтобы «прослеживались и точно соотносились сюжетные линии, смысловые акценты, возникали переклички между частями-явлениями-песнями, аллюзии на исторические реалии и параллели с современным миром».
Исполнители заявлены как артель, то есть команда участников с разным профессиональным опытом, собравшихся для одного общего дела. И действительно, молодые артисты, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, находятся на разных ступенях образования. Так, Светлана Кошелева и Вероника Курбанмамадова — выпускницы магистратуры кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК; Юрий Юркин — ассистент; Анастасия Отт, Юлия Черняновская, Сергей Лебедев — магистранты; Алексей Тарба заканчивает бакалавриат. Поют они в разных коллективах, в разной исполнительской манере. В данном проекте их объединили общие интересы, юношеская жажда знания и любовь к пению. Так же как и их героев, молодых людей, собиравшихся в дружеский песенный круг более двухсот лет назад.
Артистам важно было не просто достойно воспроизвести фольклорные опусы, сольные и ансамблевые, но и попытаться вжиться в образы своих далеких ровесников, вникнуть в мир их чувств и моральных ценностей, пошутить, поиграть и потанцевать, ощутить сиюминутность происходящего в прошлом. И им удалось естественной сценической игрой, мягким вокальным звучанием создать возвышенную и целомудренную атмосферу дружеской молодежной встречи XVIII века.
У многочисленной публики — а это руководители и сотрудники кафедры Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории имени
Н. А. Римского-Корсакова и научно-исследовательской лаборатории русской музыкальной медиевистики имени М. В. Бражникова, Российского института истории искусств, студенты консерватории и Высшей школы экономики (Москва) — своеобразие и глубина текстов, красота музыки и искусное пение, искреннее, нежное и легкое, вызвали радость и умиление.
Профессор Альбина Никандровна Кручинина заметила, что Елена Евгеньевна и молодые артисты показали слушателям «всю красоту тонких щедрот русской музыкальной традиции», и назвала исполненную программу предтечей «Вечерка» Валерия Гаврилина — «Вечерком» XVIII века.
Форма этого представления дорабатывается и совершенствуется. На первом показе — 21 февраля в Пушкинском Доме, на открытом заседании Отдела русского фольклора — режиссером и исполнителями были апробированы выбранные ими способ условного сценического существования и легкий пластический рисунок. Выступление в консерватории отличало появление новых выразительных мизансцен и более интенсивное взаимодействие героев, при этом задача точного исторического «костюмного» соответствия изначально не ставилась.
Само название — «Провинциальные портреты, или Песни дружеского круга» — предполагает разные варианты сценического воплощения. Это может быть концерт старинной музыки, незнакомой, но удивительно уютной, «своей». Но легко представимы и хепенинг, и ловко развернутая игра в молодежной компании, и вечеринка давних лет, схожая с современными «пати».
Остается пожелать создателям этого проекта найти оптимальный вариант театральной формы, одинаково интересной и для зрителей, и для исполнителей.
Людмила БАКАНОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~YDHPM