Просыпаясь от тягостного сна

Фото: Марат Шахмаметьев

Фото: Марат Шахмаметьев

17 Сентября 2020

Просыпаясь от тягостного сна

Петербургские музыкальные театры понемногу возвращаются к жизни. Первым решился на встречу со зрителем-слушателем Мариинский. Сначала это были концертные исполнения опер, потом уже почти полноценные спектакли — «Богема», «Летучий голландец», «Паяцы». Дальше — целая серия вердиевских опер в исполнении практически всех звезд театра. Как и в Европе, Мариинка приспосабливает свою продукцию к пандемической ситуации, но всё же это настоящие живые спектакли. 

А вот «Санктъ-Петербургъ Опера», располагая небольшим залом и миниатюрной сценой, не имеет возможности сохранять зрительскую и актерскую дистанцию. Поэтому идет пока другим путем: презентует свои новые отреставрированные хоромы и рассказывает о ближайших театральных планах.
Ей есть что презентовать. Двадцать лет в особняке фон Дервиза, где проживает наш камерный музыкальный театр, усилиями художественного руководителя Юрия Александрова и при поддержке города идет поэтапная реставрация. Дивный особняк в стиле модерн поднят из руин.
Отреставрировано большинство парадных помещений: Белый театральный зал, сцена, Грот, Мавританская гостиная с золоченым орнаментом, Кленовая гостиная в стиле Людовика XVI, фойе и артистические уборные. Воссоздан занавес с фамильным гербом барона фон Дервиза. 
А теперь к этой живой коллекции прибавилась Красная музыкальная гостиная в стиле итальянского Ренессанса. Работы по восстановлению этой части анфилады были особо сложны: ржавчина кровли, гниль древесины, глубокие трещины, отслоения штукатурки — это лишь часть повреждений, с которыми боролись реставраторы. Предстояло вернуть интерьеру исходный исторический облик конца XIX века: потолок-фонарь с набором элементов из стекла и особую линию стен с легким поворотом под углом, поскольку изначально линия стен гостиной была не идеально прямая. Наборный паркет из редких ценных пород розового дерева, вишни, самшита, махагона, корня ореха, с изображением фантастических драконов с переплетающимися хвостами, — самостоятельное произведение искусства, закрытое специальным стеклом. 
Недавно завершена установка уникальной системы отопления и вентиляции, которая позволит соблюдать оптимальную температуру в новой Музыкальной гостиной и во всех исторических фойе театра. Такое обеспечение безопасности и комфорта для зрителей особенно важно будет при открытии нынешнего 34-го сезона.
А он обещает интересные премьеры, отнюдь не из разряда мэйнстрима: театр замахнулся на «Электру» Рихарда Штрауса. Но поскольку эта партитура рассчитана на огромный оркестр, который в театре не разместить никаким образом, решили сделать свою оркестровую редакцию и предложили это дирижеру Владимиру Рылову. Он же — музыкальный руководитель грядущего спектакля, который планируют показать осенью. А пока у исполнителей уже готовы партии: перед гостями пресс-конференции по поводу открытия Красной музыкальной гостиной эффектно прозвучал монолог Электры в исполнении красивого сочного сопрано Татьяны Кальченко.
Другая предполагаемая премьера — свое-образный спектакль по вокальному циклу Валерия Гаврилина «Русская тетрадь». Об этом произведении и его создании рассказала вдова композитора Наталья Евгеньевна Гаврилина. Цикл написан для голоса и фортепиано, но сам автор не отвергал мысли его оркестровать. 
А композиция цикла, его характер и содержание — воспоминание о любви, которая не состоялась, прерванная смертью, смешение реального и ирреального в воображении героини, проживание неслучившегося, переходящее в бред, — само по себе таит нестандартные театральные образы и ассоциации, провоцируя режиссерскую фантазию. С одним из ярких номеров вокального цикла, «Дело было», гостей познакомила меццо-сопрано Наталья Воробьёва. 
И совсем уж неожиданное: «Черевички», опера П. И. Чайковского с большими массовыми сценами, совместный проект театра «Санктъ-Петербургъ Опера» и Teatro Lirico di Cagliari (Италия) на сцене Концертно-спортивного комплекса «Тинькофф Арена». Вот тебе и камерный театр…
Впрочем, чего только здесь не происходит! Например, конкурс юных арфистов «Хрустальный ключ», организованный лауреатом международных конкурсов Елизаветой Александровой. Сама Елизавета презентовала в тот день одну из тщательно отреставрированных драгоценных арф, ранее принадлежавших знаменитой Вере Дуловой. В исполнении Александровой гости услышали виртуозную фантазию Николя Боксá Zitti, zitti («Тише, тише») на темы оперы Россини «Севильский цирюльник». А в заключение в сопровождении арфы прозвучал тончайший романс Дебюсси «Звездная ночь», стильно исполненный солисткой труппы Александрой Ляпич.
Журналисты и гости презентации в театре «Санктъ-Петербургъ Опера» вынесли из его стен теплое чувство надежды на возрождение натуральной театральной жизни, которой так не хватало долгих четыре месяца.
Нора ПОТАПОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 8 (180), сентябрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~7dh3A