Приношение Александру Сойникову

Фото: Татьяна Мороз

Фото: Татьяна Мороз

31 Марта 2022

Приношение Александру Сойникову

В январе в храме Спаса на Крови состоялся концерт хоровой музыки, посвященный 75-летию со дня рождения замечательного композитора А. Сойникова (1947–2018). Концертный хор Санкт-Петербурга под руководством Владимира Беглецова возвышенно и строго исполнил «Ave Maria» и «Молитвослов» композитора для cмешанного хора a cappella и солистов.

Семичастный «Молитвослов» чрезвычайно сложен по многообразию хоровой ткани и гармонии, по взаимодействию солистов и хора и по общей архитектонике. К тому же избыточная акустика храма создавала дополнительную особую ауру звучания, несколько затуманивая изощренную хоровую фактуру и особенно выявляя высочайший профессионализм хора. Владимир Беглецов покорил слушателей аскетичным темпераментом и точностью дирижерской манеры. Исполнение произвело на слушателей очень сильное впечатление. На «бис» прозвучало «Из Богородичного правила».
Низкий поклон Владимиру Беглецову и хору за пропаганду современной музыки и проведение концерта памяти композитора.
А. Сойников родился в Гатчине. В силу профессии отца (военного врача) детство и юность Александра прошли в разных городах СССР. В родную Гатчину он вернулся в начале 70-х годов. Сойников является одним из основателей (1976 г.) Войсковицкой Детской музыкальной школы (Гатчинский район, ныне Детская школа искусств) — сельской школы с международной известностью.
Кроме хоровых, камерных и театральных сочинений Александру Сойникову принадлежит практический учебник по композиции, а также перевод на немецкий язык книги Владимира Мегрэ «Звенящие кедры России». Им создан в Германии фонд «Анастасия».
Масштаб талантливейшей личности Александра Сойникова несомненно будет привлекать внимание широкого круга слушателей и исследователей его творчества.
Виктор ОГОРОДНОВ

Имя композитора Александра Леонидовича Сойникова (1947–2018) в последние годы вновь и всё чаще появляется в афишах концертных залов. В Ленинграде 1980-х его знали хорошо. Александр Сойников родился в Гатчине. Поскольку отец был военным врачом, семья много кочевала — от Дальнего Востока до Балтийска, где и начался его профессиональный путь музыканта в классе аккордеона у Риты Михайловны Щербаковой. Педагог и сегодня вспоминает Сашу как одного из лучших своих учеников. Потом было Калининградское музыкальное училище, в котором он учился на двух отделениях — как аккордеонист и как теоретик. В итоге он вернулся в Ленинград, в город, ставший главным в его жизни. Выпускник консерватории по классу А. Д. Мнацаканяна (1975) вскоре был принят в Союз композиторов, писал много в разнообразных жанрах — от песни до симфонии, увлекался фольклором. Но с самого начала предпочтение отдавал тому, что связывает музыку с жестом, танцем, пантомимой, одним словом, — театру. Сотрудничал с труппой «Хореографические миниатюры» (Театр балета имени Леонида Якобсона): «Святочные игры» (1981), «Похождения Ходжи Насреддина» (1982), «Во имя жизни» (1985), «Праздничная сюита» (1986), «Жизнь артиста, или Пленный фавн» (1987) — все в постановке Натальи Волковой, как и балет «Распутин», премьера которого состоялась в 1995 году в лондонском Ковент-Гардене. Еще один любимый соавтор Сойникова — режиссер Ефим Падве, в ту пору возглавлявший Малый драматический театр; среди значительных работ — спектакли «Даровано морем и солнцем» (1982) и «Двадцать минут с ангелом» (1983), а также рок-опера «Сирано де Бержерак». С благодарностью композитор вспоминает и совместную работу с Театром юношеского творчества и его руководителем Евгением Сазоновым. А. Сойников много сочинял в стилях «рок» и «фолк», написал балет «Святки», целиком построенный на фольклорных записях.
В начале 90-х он создал музыкальный театр «Рок». Название себя оправдало, через два года, после премьеры рок-оперы «Пришествие» (режиссер Юрий Александров) театр распался. Композитор тяжело заболел. Жена, русская немка из Ферганы, спасла Александру жизнь — вывезла его в Германию.
Лечение помогло, болезнь отступила. Но вскоре подоспело новое испытание: музыка перестала проситься из души. Композитор Александр Сойников замолчал. Думал, что навсегда, оказалось — на десять лет. Правда, накануне этого десятилетия, кардинально изменившего его творческую судьбу, он создал произведение, которое считал главным деянием своей жизни — ораторию-мистерию «Роза Мира». Религиозно-философское откровение Даниила Андреева впервые было официально издано в России в 1991 году. Его прочли многие. Но если для одних эта книга осталась в памяти как очередная ступень духовного взросления, как знак юношеской познавательной ненасытности, то для других, и Александр Сойников в их числе, стала путеводной звездой. «Я понял, что раньше всё это знал, просто вспомнил. “Роза мира” повела меня в другую сторону. Я начал посещать монастыри, ездил в Израиль, в Палестину, в Индию. И только с 2007 года стал возвращаться к музыке. Решил всё прежнее вычеркнуть из жизни. Кроме “Розы мира”. Начал с чистого листа. Написал несколько произведений, в том числе “Молитвослов”. Думал, что вряд ли кто это услышит. А потом решил — почему? Надо, чтобы исполняли. “Молитвослов” для того и создавался. Стал интересоваться, какие в Петербурге есть хоры, и узнал про Владимира Беглецова. Мы познакомились. А в это же время на фестивале “Музыкальная весна” должна была исполняться моя “Via Dolorosa”. Он послушал. Потом, когда я уже вернулся в Германию, мне позвонили и сказали, что Беглецов хочет исполнять “Розу Мира”. И это состоялось в 2012 году, а еще через два года — “Молитвослов”, “Путь к храму”, “Голгофа”».
Концертный хор Санкт-Петербурга посвятил программу памяти друга, замечательного композитора и светлого человека, которому в январе 2022 года исполнилось бы 75 лет.
Наталия ТАМБОВСКАЯ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 4 (187), март 2022 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~XCzta