Праздник, который нужен всем

Фото: Вероника Жукова

Фото: Вероника Жукова

11 Января 2021

Праздник, который нужен всем

30 ноября на сцене Большого зала Филармонии состоялся концерт «Опера Гала», первый проект фонда поддержки оперного искусства FES. В программе — только самое лучшее: Глинка, Чайковский, Моцарт, Бизе… Настоящий праздник для любителей оперы.

2020 год, без сомнения, все перевернул с ног на голову. Театрам и концертным площадкам пришлось осваивать новые форматы. Онлайн-концерты и трансляции, кажется, уже стали частью повседневной реальности. Однако чем длительнее эта «цифровая изоляция», тем очевиднее: для подлинного искусства живое общение просто необходимо.
Сохранение традиций академического вокального исполнительства в нынешних непростых условиях — главная задача фонда поддержки оперного искусства FES. Президент фонда Игорь Смолин рассказал: 
«В апреле этого года, когда нас захлестнула волна ограничений, мы с ужасом осознали, какой страшный удар наносится по классической музыке. Ведь эта музыка — живая, и она абсолютно немыслима без зрителей, без эмоций». Концерт «Опера Гала», прошедший традиционно, с публикой, еще раз доказал это утверждение.
Первое отделение концерта было посвящено лирическим страницам русской оперы. Второе — итальянским и французским ариям и ансамблям. Прозвучавшие номера еще раз напомнили нам: опера — это прежде всего искусство о любви. Признания, ревность, страдания и обольщения, любовь отца к дочери — на сцене были показаны разные грани этого чувства. Шедевры русской и зарубежной классики, исполняемые вживую, казались своеобразным гимном вечному и прекрасному.
Исполнение «шлягеров» всегда накладывает определенную ответственность на музыкантов. Здесь очень важно не ударить в грязь лицом, ведь любой промах будет очевиден. Артисты концерта «Опера Гала», солисты ведущих театров России и мира, с успехом справились с поставленной задачей.
Евгения Муравьёва (сопрано) исполнила сложнейшие русские и зарубежные арии, одинаково свободно чувствуя себя и в полной «восточных» хроматизмов каватине Гориславы из «Руслана и Людмилы» М. Глинки, и в напряженной сцене финального объяснения Татьяны и Онегина из шедевра П. Чайковского, и в романтической итальянской опере (прозвучала ария Амелии из третьего акта «Бала-маскарада» Дж. Верди).
Владислав Сулимский (баритон) показал себя как разноплановый артист, способный перевоплощаться то во влюбленного Онегина, то в сгорающего от ревности Ренато. Особенно экспрессивной получилась ария Риголетто из одноименной оперы Верди. Вокалист верно прочувствовал психологический надлом героя, резкое изменение его внутреннего состояния. Гневные, яростные обвинения сменились бессильной мольбой и отчаянием.
Глубокий, завораживающий тембр Олеси Петровой (меццо-сопрано), казалось, предназначен для исполнения каватины Кончаковны из «Князя Игоря» 
А. Бородина и арии Далилы из «Самсона и Далилы» К. Сен-Санса. Плавность голосоведения и филигранная нюансировка оттенков особенно впечатляли: чарующий голос певицы звучал как будто без усилий.
Музыкально убедительными были выступления Алексея Татаринцева (тенор) в песне Левко из «Майской ночи» Н. Римского-Корсакова, каватине Ромео из оперы Ш. Гуно и песенке Герцога из «Риголетто». Прекрасно влилась в ансамбль солистов Кира Логинова (сопрано), выступившая вместо Эвелины Смолиной.
Праздничной атмосферы концерта не получилось бы и без участия Академического симфонического оркестра Филармонии под управлением Евгения Хохлова. Увертюра к «Руслану и Людмиле», Полонез из «Евгения Онегина», Антракт к третьему действию «Кармен» прозвучали очень воодушевленно, а лирические эпизоды (например, побочная партия в Увертюре Глинки) мягко оттеняли общий колорит.
Публика, истосковавшаяся по живому исполнению, восторженно принимала каждый номер концерта, постоянно кричала «Браво!», вызывала на дополнительные поклоны и вообще явно не хотела отпускать артистов со сцены. Это вполне объяснимо: не только классическая музыка много теряет, будучи исполнена без непосредственных слушателей. Недостатки записей очевидны и для любителей оперы: только в реальном (не виртуальном!) зале создается незабываемое впечатление причастности к великому искусству, возникает сотворчество музыкантов и публики. Все эти эмоции испытали и слушатели «Оперы Гала», а сам концерт стал праздником, который был всем так необходим.
Надежда КАРПУН
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 1 (184), январь 2021 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~K3VHM