Правнуку Антона Рубинштейна

Фото из архива

Фото из архива

13 Июня 2019

Правнуку Антона Рубинштейна

К 90-летию Антона Георгиевича Шароева

В преддверии Рождества 2019 года, в конце 2018-го, в Концертном зале Мариинского театра прозвучала духовная опера Антона Григорьевича Рубинштейна «Христос».

Знаменателен тот факт, что в культурной столице России оперу великого русского музыканта — пианиста, композитора, дирижера, основателя первой в России Санкт-Петербургской консерватории — представили коллективы из-за Урала: хоровая капелла Тюменской филармонии и оркестр «Камерата Сибири», руководимые Антоном Шароевым. Сбываются часто поминаемые слова Михаила Ломоносова: могущество России «прирастает Сибирью» — не только богатейшими недрами, но и культурными ценностями.
Перу автора популярнейшей в России оперы «Демон» принадлежит около двадцати музыкально-сценических произведений. «Христос» — последнее крупное сочинение Рубинштейна, итог его духовно-нравственных исканий, плод неустанных раздумий о жизни и человеке, о вечном и преходящем, о верности и предательстве. На исходе жизни композитор обратился к образу Спасителя и создал гигантскую фреску, отразившую сюжеты Евангелия от Рождества Христова до Вознесения.
Литературной основой духовной оперы Рубинштейна стала одноименная поэма немецкого поэта Генриха Бультгаупта. Впервые опера прозвучала в концертном исполнении в 1894 году в Штутгарте под управлением автора, а ее сценическое представление состоялось в 1895 году, уже после смерти Рубинштейна. Более ста лет партитура оперы считалась утерянной; в библиотеке Санкт-Петербургской консерватории сохранился только клавир сочинения.
До революции духовные оперы (и в их числе «Христос») не допускались в России на сцену. В советские времена русская духовная музыка запрещалась к исполнению в концертных залах и театрах. Парадоксальным образом коммунистическая цензура смыкалась с дореволюционной церковной.
Честь возвращения оперы в Россию принадлежит правнуку Антона Рубинштейна — скрипачу и дирижеру, заслуженному деятелю искусств России и Украины Антону Георгиевичу Шароеву. Заручившись поддержкой Немецкого культурного центра имени Гёте, он в декабре 2007 года нашел партитуру «Христа» в Берлинской библиотеке. А год спустя в Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского под руководством А. Г. Шароева состоялась российская сценическая премьера духовной оперы Рубинштейна, которую пресса назвала сенсацией. В ноябре 2009 года «Христос» впервые прозвучал в Тюменской филармонии в концертном исполнении. В 2010 году последовали концертные премьеры оперы в Санкт-Петербурге и в Москве. Вот только несколько печатных откликов:
«Прадед и правнук — одна кровь. И оба служители Ее Величества Музыки. Существует какая-то мистическая неразрывность их судеб. Пусть правнук никогда не знал прадеда, а прадед не предугадал правнука, который через столетие продолжит начатый им путь. Важно другое — не утеряна нить, связующая поколения, не утрачено родство душ» («Тюменские известия»).
«Из зала я вышел потрясенный и до крайности удивленный… Антону Рубинштейну удалось создать гигантскую композицию, которую по праву можно отнести к шедеврам позднего романтизма… Но главным виновником успеха мне видится всё же Антон Шароев. 80-летний маэстро явил истинно рубинштейновский темперамент» (проф.
В. Задерацкий, «Pianoфорум»)
«Последнее монументальное творение Рубинштейна побуждает по-новому оценить все его творческое наследие… Конечно же, достойнейшее место замечательной оперы на сцене Мариинского театра! Хочется верить, что она обретет это место» (проф. М. Бялик, «Мариинский театр»).
В концертной редакции Антона Шароева опера «Христос» состоит из пяти картин с прологом и эпилогом. Перед слушателями проходит земная жизнь Христа: Рождение, Нагорная проповедь, Въезд в Иерусалим, Тайная Вечеря, Гефсиманский сад, Суд, Путь на Голгофу. В эпилоге возвращается музыка Рождества из пролога, обрамляя всю композицию и символизируя Вознесение и вечную жизнь Христа. Звучит финальный хор: «Над всей вселенной ярко звезда Его блестит. Мы верим в Иисуса Христа! Он Спаситель, Творец и Господь!» Замечательной удачей Антона Шароева нельзя не признать выполненную им инструментальную редакцию партитуры Рубинштейна. Большой симфонический оркестр редактор заменил струнным ансамблем и органом, который естественым образом восполнил отсутствующие деревянные и медные духовые.
Сознавая определенные трудности восприятия оперы в концертном исполнении, Шароев сократил некоторые эпизоды повествовательного характера, акцентировав внимание слушателей на ключевых моментах евангельской истории. Отсутствие сценического действия восполнялось полной драматизма музыкой в яркой интерпретации тюменских музыкантов. Не только душой, но и «мотором» исполнения, сообщавшим всем —
и инструменталистам, и хору, и солистам —
поистине огненный импульс, был дирижер Антон Шароев. На пороге своего 90-летия он сохранил юношеский темперамент, пылкую влюбленность в музыку. Его размашистый жест словно извлекал — подобно скульптору, рубящему камень — музыкальные образы из толщи партитуры. Самых теплых слов заслуживают певцы-солисты, Хоровая капелла Тюменской филармонии и оркестр «Камерата Сибири», взлелеянные Антоном Шароевым. Благодаря им петербуржцы приобщились к «тюменскому чуду», духовному завещанию Антона Григорьевича Рубинштейна.
Но вернемся к нашему юбиляру. Читатели заметили, что отзывы о Шароеве-дирижере десятилетней давности и нынешние ничем не разнятся. Время не властно над деятельным и влюбленным в профессию маэстро. Его однажды спросили в интервью, ощущает ли он себя пенсионером? И вот что он сказал: «Когда Юрию Любимову исполнилось 90, одна актриса заметила: у художественных руководителей и главных режиссеров нет возраста. Надеюсь, у меня тоже нет».
В беседах с Антоном Георгиевичем удалось прояснить немаловажные детали работы над оперой Рубинштейна. Послушаем маэстро, не перебивая его вопросами (которые, разумеется, были заданы во время интервью).
— Я был разочарован постановкой оперы в Перми, в особенности режиссурой Г. Исаакяна. Он придумал искушение Христа голым торсом Сатаны и двадцатью девицами. Это богохульство. К тому же оркестр неряшливый, фальшивый; нюансы, приличествующие Христу — piano, нежно — не соблюдены, играют, forte грубо… Я возмутился.
Но ведь и Бультгаупт с немецкой дотошностью воспроизводил в либретто по своей поэме все перипетии жизни Христа. Многое из этого в опере не нужно. Не случайно в ней есть страницы рутинные, эпизоды, которыми Рубинштейн не вдохновлялся. Да и слушатель сегодняшний попросту не выдержит более чем трехчасовое действо…
В письме к издателю Зенфу в Лейпциге композитор сам спрашивал, возьмется ли тот издать новые камерные версии его сочинений, и Зенф ответил согласием.
Отсюда моя сокращенная редакция. В духовной опере важно сохранить прежде всего эту божественную вертикаль, пренебречь иными бытовыми подробностями и уж тем более сценой искушения. Отсюда же и орган, важный элемент церковной службы, вдобавок, заменяющий нередко фальшивые в провинциальных театрах (только ли в провинциальных? — И. Р.) духовые инструменты. Кстати, французский орган в Концертном зале Мариинского театра (единственный в Петербурге) идеально подошел по тембральным характеристикам.
Огромную увертюру, в которой Рубинштейн разрабатывает тематический материал оперы, я заменил кратким вступлением. И это вытекает из самого характера музыки: ни громадного оркестра, ни сценического «грандиоза» — скупо, аскетично, камерно… В Санкт-Петербургской консерватории нашелся клавир оперы Рубинштейна с анонимным русским эквиритмическим переводом немецкого текста либретто — блестящая работа; хорошо бы установить имя поэта. Этим объясняется мое желание давать оперу на двух языках…
На репетиции Валерий Гергиев минут десять простоял рядом у меня за спиной, а потом сказал: встретимся после концерта. Мы встретились уже не раз и обсудили возможность постановки оперы в Мариинском театре. Я поражен размахом его деятельности — Гергиев напоминает Рубинштейна!
Ответим комплиментом на комплимент: Антон Шароев своей дерзкой и неуемной энергией напоминает Валерия Гергиева. Вдали от столичных залов и сцен он открывает миру забытые музыкальные клады, создает новые творческие коллективы, стирает грань — да не нашумевшую в свое время пресловутую грань между городом и деревней, а реальную — между культурными столицами и провинцией. Продолжим интервью с маэстро, прибегая к цитированию его высказываний в других печатных изданиях.
— Когда я изучал биографию прадеда, обнаружил его послание к сестре Софье: «Не даю пальцам застыть, славлю Христа в нотах». Мне выпала миссия — вернуть человечеству оперу «Христос».
Я не из тех, кто строго соблюдает ритуал, я не знаю многих молитв. Для меня истинны страдания Христа во имя людей, его жертвенность, его вселенская правда… Из всех искусств наиболее близка к Всевышнему музыка. Собственно духовной музыкой я занимаюсь не так давно. Когда-то о ней музыкантам и думать запрещали. В 1986 году в Киеве состоялась премьера оперы «Алкид» Бортнянского. Первый и последний раз она исполнялась в 1778-м в Венеции. Ноты хранились в библиотеке Конгресса США. Украинские партийные органы сначала об «Алкиде» и слышать не желали: пропаганда религии! Полтора года пытался втолковать, что это невинная греческая мифология, главный герой — молодой Геракл, Алкидом его звали в юности. Пока в московский Главлит не съездил — лед не тронулся.
Со скрипкой никогда не расставался. По сей день играю. С ней пришел в большую музыку. Будучи еще студентом Московской консерватории, стал лауреатом международного конкурса скрипачей в Праге. Мне доверяли инструменты из госколлекции, например скрипку Николо Амати — учителя Страдивари. Первые дирижерские уроки я взял в 17 лет. Когда осознал, что мне это по плечу, отправился в Киев, чтобы сформировать там камерный оркестр. Оркестр здравствует, не так давно 50-летие отметил. «Камерата Сибири» — седьмой по счету оркестр, основанный мной. Год рождения 1998.
Добавим: в созданном Шароевым мини-оперном театре «Пикколо» в Тюмени прошли премьеры опер «Служанка-госпожа» Перголези и «Человеческий голос» Пуленка, первое исполнение рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» с камерным оркестром.
И пожелаем заслуженному деятелю искусств России и Украины, кавалеру ордена Дружбы Антону Георгиевичу Шароеву отпраздновать в 2029 году 100-летие со дня рождения в один год с 200-летним юбилеем его великого прадеда. Многая лета!
Иосиф РАЙСКИН
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~9slfH