Поминальная молитва о Марисе Янсонсе![]() Фото: Наталья Разина Поминальная молитва о Марисе ЯнсонсеВ день рождения Мариса Янсонса на Новой сцене Мариинского театра был устроен мемориальный вечер. Памяти выдающегося дирижера был посвящен Реквием Джузеппе Верди в исполнении солистов, хора и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Реквием Верди — одно из тех монументальных творений, которые сближают литургическую традицию с оперной театральной эстетикой. Этот реквием Марис Янсонс дирижировал неоднократно, это была одна из любимых и близких его сердцу партитур. В своих интерпретациях Реквиема Верди в Питтсбурге, Мюнхене, Берлине, Вене и Зальцбурге Янсонс все время приоткрывал завесы тайн этой великой музыки. И горько было осознавать, что всему приходит свой черед — и на сей раз исполнение грандиозного творения итальянского композитора артисты Мариинского театра посвятили памяти уже самого Мариса Янсонса, выдающегося дирижера, гуманиста и человека. Вся его жизнь была положена на алтарь музыки. Это был скромный музыкант, человек великой культуры, истинный аристократ и рыцарь музыкального искусства!
Духовная ораториальная музыка практически всегда присутствовала в обширном репертуаре дирижера. В ней он находил спасение от бремени нынешних реалий, черпал надежду и веру. Реквиемы Моцарта, Брамса, Верди, Дворжака, Бриттена, Рима, духовные мессы Бетховена, Шуберта, Брукнера, Яначека, Гуно, вокальные симфонии Малера Марис Янсонс исполнил и записал с главными симфоническими коллективами, с которыми работал последние десятилетия: амстердамским Королевским оркестром Консертгебау и симфоническим оркестром Баварского радио в Мюнхене.
Валерий Гергиев был одним из близких друзей и коллег Мариса Янсонса. Они часто встречались во время концертных турне в самых разных странах мира, а в Петербурге Марис Янсонс любил бывать в Мариинском театре. В 2006 году он провел незабываемый концерт с оркестром театра, посвященный столетию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. До сих пор в памяти слушателей осталась пронзительная трактовка Шестой симфонии Шостаковича, в которой Янсонсу удалось постигнуть бездны трагизма и обреченности, горькую правду музыки Шостаковича.
Валерий Гергиев: «Исполнением Реквиема Джузеппе Верди Мариинский театр почтил память выдающегося музыканта Мариса Янсонса, блестящего дирижера, друга Мариинского театра, петербуржца и человека, который внес огромный вклад в процветание русской дирижерской школы. Он возглавлял лучшие оркестры планеты. Марис был моим большим другом. Вот уже больше года, как его нет с нами. В день рождения Мариса Арвидовича мы решили отдать дань его памяти. Он был почитаем миллионами любителей классической музыки. Личность, которую забыть невозможно! Его семья, дочь и внучка, успешно работают в театре. Марис еще мог очень многое сделать и успеть при таком насыщенном графике гастролей на Западе. Он очень любил Мариинский театр, бывал здесь, постоянно сотрудничал с нашими солистами в проектах за рубежом. Вокалисты, занятые в исполнении Реквиема Верди, были тоже хорошо знакомы Марису Арвидовичу. Мы искренне надеемся, что практика посвящения концертов дорогому маэстро и другу станет регулярной в афише Мариинского театра. Память о выдающихся музыкантах продолжает жить вместе с нами. Марис Янсонс рыцарски служил петербургской музыкальной традиции. Помнить об этом выдающемся артисте мы будем всегда!»
Портрет Мариса Янсонса в правом крыле авансцены был украшен цветами. Сияющее сосредоточенное лицо дирижера передавала изумительная фотография Петера Майзеля, сделанная на одном из концертов мастера в венском Музикферайне. Наблюдая за этим озаренным взглядом в минуты звучания музыки Реквиема Верди, я вспоминал о концертах Мариса Янсонса, на которых имел счастье много раз бывать в Европе. Как основательно Марис Арвидович вслушивался в образную драматургию сочинения, переживал его исполнение — забыть невозможно! Иногда это было в ущерб здоровью, но без музыки и концертов маэстро не мыслил свою жизнь!
В этот вечер Марис Янсонс наверняка наблюдал с небес за происходящим на сцене и радовался вместе с публикой и исполнителями. Та благоговейная тишина, которой добивался Янсонс на своих репетициях, воцарилась под сводами зала Мариинского театра с первых же тактов Реквиема. Будто из недр земных на фоне затаенного шороха струнных рождалась музыкальная Вселенная… Валерию Гергиеву удалось соблюсти идеальный баланс и мастерски выстроить архитектонику цикла. Молитвенно-созерцательному звучанию струнных в «Вечном покое» контрастировала самая пронзительная часть Реквиема — Dies irae с ее устрашающе гневными репликами духовых и ударных, символизирующими картины Страшного суда. На таких противопоставлениях выстроена контрастная драматургия сочинения.
В чем-то она напоминала неспокойную жизнь самого Мариса Янсонса, чьим кредо было постоянное стремление к идеальному воплощению любого проекта, за который он брался. Работу над любой партитурой он начинал с тщательного изучения литературных и музыкальных источников, постепенно погружаясь в историко-культурный контекст. В одном из наших интервью Марис Янсонс заметил: «Если ты хочешь по-настоящему глубоко понять, что несет сочинение, — надо погрузиться в партитуру, пропустить ее через себя, проникнуться каждой звучащей нотой».
Выбор солистов для исполнения Реквиема Верди был не случаен: Татьяна Сержан (сопрано), Екатерина Семенчук (меццо-сопрано), Сергей Скороходов (тенор) и Станислав Трофимов (бас). Каждый из этих певцов сочетает в себе глубокие личностные и профессиональные качества, сохраняя великие музыкальные традиции петербургской вокальной школы. Татьяне Сержан и Станиславу Трофимову неоднократно довелось сотрудничать в музыкально-театральных проектах Мариса Янсонса. У каждого из них остались самые искренние воспоминания о маэстро.
Татьяна Сержан: «Наша первая встреча произошла неожиданно в оперной студии Санкт-Петербургской консерватории много лет тому назад, еще когда я училась. Это была работа над концертным исполнением «Богемы» Пуччини. Я пела Мюзетту. Меня поразила удивительная работоспособность и стойкость Мариса Янсонса, которую он сохранял при любых обстоятельствах на протяжении всей жизни. Четыре непрерывных часа репетиции «Богемы» — работа над ролью, нюансами, вокальной техникой исполнения — стали настоящим откровением. Марис Арвидович как никто другой кропотливо занимался с певцами. Всегда было интересно присутствовать на этих репетициях, слушая с ним других вокалистов. До работы над «Пиковой дамой» Чайковского в Мюнхене я посещала концерты Мариса Арвидовича, один из которых навсегда остался в моей памяти —
Пятая симфония Шостаковича с Венским филармоническим оркестром на летнем фестивале в Брегенце. Интерпретация тронула меня до слез. У меня возникло такое чувство, будто я на миг перенеслась из Австрии в Россию. Как усердно и целенаправленно Янсонс работал над звуком, штрихами! И какие живые настроения вселял в сердца музыкантов, которые всегда оставались с ним на одной волне! Это было настоящее погружение в партитуру. Перед моими глазами проносились ужасающие картины репрессий, когда ты особенно чувствуешь боль и переживания в музыке Шостаковича.
Добрейшей души и порядочности человек! Он никому никогда не сказал резкого слова, работать с ним всегда было комфортно и спокойно. Янсонс всегда прислушивался к мнению исполнителя и соглашался со многими пожеланиями, если они были убедительными. Марис Арвидович искал новые решения на пути разгадки сочинений. А еще он был очень ранимым человеком. Все, что происходило в мире, его глубоко трогало и волновало. Я не знаю, как бы он сейчас переживал, реагировал на события, связанные со всеобщей пандемией, нанесшей урон мировой музыкальной индустрии.
Мир некоторых музыкальных произведений Марис Арвидович чувствовал так, что становилось тревожно на душе. Он с этой болью постигал суть каждого сочинения. При всей его немногословности и внешнем смирении внутри него бушевал целый водоворот страстей. Я очень рада, что наши пути с ним пересек-лись, и навсегда в своей душе сохраню добрую и светлую память о великом маэстро!»
Станислав Трофимов: «Мне посчастливилось работать с Марисом Янсонсом в трех проектах. Остались еще планы, которым не суждено было осуществиться. Один проект в Зальцбурге отменился по известным причинам, потому что маэстро не стало.
В сегодняшнем исполнении Реквиема Верди мне вспомнился один из наших разговоров с Марисом Арвидовичем, когда он мечтал исполнить вместе со мной это произведение. Он очень желал этого, потому что внутренне слышал мой голос в Реквиеме Верди. Я любил бывать на репетициях Мариса Янсонса, специально садился так часто напротив, чтобы наблюдать за каждым его жестом, видеть, как маэстро стихийно парит над оркестром. Последней нашей совместной работой стала Месса № 3 Брукнера в Мюнхене. В моей памяти остались самые светлые профессиональные и человеческие воспоминания об этом великом человеке».
Несмотря на то, что Екатерине Семенчук судьба не подарила совместных встреч с Марисом Янсонсом, певица бывала на его концертах и поражалась необычайному таланту дирижера.
Екатерина Семенчук: «Марис Янсонс — великий дирижер и человек, уникальный и неповторимый музыкант. Мы будем часто вспоминать о музыке, которую он творил, о том, сколько прекрасных и добрых дел сделал в своей жизни, каким людям помог не только как музыкант и просветитель, но прежде всего как человек».
По окончании исполнения Реквиема Верди трудно было сдержаться от слез. Валерий Гергиев был глубоко подавлен; он и солисты, с печальным выражением лиц, еще долго оставались на сцене, рядом с портретом Мариса Янсонса. Несмолкаемые аплодисменты публики растворялись в пространстве зала, навевая мысль о том, что Марис Янсонс сейчас здесь, вместе с нами! В сердцах петербургских музыкантов, которым посчастливилось знать маэстро и работать с ним, сохранилась частичка его сокровенной души.
В этом не оставалось никаких сомнений.
Виктор АЛЕКСАНДРОВ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 3 (186), март 2021 г.
Источник:
https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~ZQ72u
| ![]() ![]()
С 12.09.2022 20:20:00 по 04.04.2023 21:20:00 «Пётр и Александр — небесные покровители Российской империи»
С 10.10.2022 16:50:00 по 05.04.2023 17:50:00 «Ночь, улица, фонарь, аптека...» С 06.12.2022 10:30:00 по 06.06.2023 11:30:00 «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» С 21.12.2022 12:40:00 по 16.04.2023 13:40:00 «Когда зеркало зеркалу снится» С 22.12.2022 11:50:00 по 23.04.2023 12:50:00 «Культурный код. Каверин 2.0» С 24.12.2022 09:20:00 по 04.04.2023 10:20:00 Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX и XX веков С 18.01.2023 16:10:00 по 18.06.2023 17:10:00 «Артерии Победы» ![]() |