Полнозвучное сочетание

Фото: Софья Журавлёва

Фото: Софья Журавлёва

17 Апреля 2020

Полнозвучное сочетание

12 марта в Доме композиторов прошел первый концерт из цикла авторских вечеров композитора Михаила Журавлёва под интригующим названием «Сонаты и сонеты».

Идея сближения музыки и поэзии не нова. Но, пожалуй, ни в одной программе не встречались прежде сочинения таких близких форм (не случайно их обозначения рождены от одного общеевропейского корня son, sonus — 
голос или звук), к тому же принадлежащих одному автору. И надо признать: первый эксперимент оказался удачным. 
Основой драматургии вечера было исполнение трех сонат Журавлёва: Пятой для фортепиано, ля-минор; Соль-минорной для кларнета и фортепиано; и Шестой для виолончели и фортепиано. Первая из них, хотя и сочинена в 1999 году, звучала впервые. Рискованное решение для «вхождения» публики в концертную программу: язык сонаты непрост и для слушателя, и для исполнителя. Может быть, поэтому в игре Михаила Огороднова ощущалась некоторая «сырость» трактовки. Но было и другое: музыка словно втягивала в себя, будила внимание публики и несомненно увлекала пианиста. 
Кларнетная соната по характеру более экстравертна. В ней явственнее звучат джаз-роковые интонации, мелькавшие, впрочем, во всех номерах концерта. Александр Майстренко (кларнет) и Георгий Белоконев (фортепиано) с удовольствием выходили за рамки академической серьезности, наполняя зал легким дыханием слаженного дуэта. 
Но кульминацией вечера явилась До-минорная соната для виолончели и фортепиано, уже неоднократно звучавшая на разных площадках в исполнении Екатерины Травкиной и Ольги Данилевской. И сочинение, и музыканты были равно хороши. Со вкусом и радостью погружались артисты в страстную, свежую, доходчивую и глубокую музыку, уверенно ведя слушателей за собой. Особенно впечатляла поэтичная и возвышенная вторая часть.
Стихи предваряли, разделяли и проясняли музыкальные сочинения. Читали актриса Ольга Ворсина (она же вела концерт) и сам Михаил Журавлёв. Слова и ноты, их смыслы переплетались, как главные и побочные партии единого произведения, и взаимно раскрывали друг друга, рисуя лицо автора. 
Но не его портрет служил главным содержанием вечера. Главным было то, что на сцене и в зале собрались люди, которым нравится то, что они воспринимают и делают. Именно этот взаимный интерес побудил музыкантов и композитора устроить не один концерт, а цикл вечеров. Ждем его продолжения.
Татьяна ЗАБЛОЦКАЯ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 4 (176), апрель 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~72DaN