Подводя итоги

4 Мая 2016

Подводя итоги

С 12 по 19 марта в Петербурге проходил юбилейный, XXV Международный фестиваль искусств «От авангарда до наших дней». Его тематическое название «Подводя итоги» указывало на важность того пути, который был начат в 1992 году творческим союзом четырех композиторов, Игоря Друха, Евгения Хаздана, Игоря Воробьёва и Игоря Рогалёва. За 25 лет проведено более 300 концертов, на которых публика услышала свыше полутора тысяч музыкальных произведений. Большинство этих сочинений либо специально создано для фестиваля, либо возвращено на концертную эстраду после забвения, длившегося десятилетиями. В качестве наиболее ярких примеров можно привести сценическую премьеру оперы «Плотина» выдающегося композитора А. В. Мосолова, исполнение его же Первого фортепианного концерта, первое исполнение грандиозного «Предварительного действа» А. Н. Скрябина, реконструированного А. П. Немтиным, кантаты «Октябрь» Н. А. Рославца.

Открытие фестиваля в этом году было приурочено к 135-летию со дня рождения Белы Бартока. При участии Международного симфонического оркестра «Таврический» под управлением Михаила Голикова на сцене Эрмитажного театра была исполнена сюита из балета «Чудесный мандарин», а также представлена опера «Замок герцога Синяя Борода». Перед режиссером спектакля Александром Лабыричем стояла непростая задача — найти собственную трактовку произведения, имеющего богатейшую театральную историю. И зримо, и пластически (чему способствовала и работа молодого хореографа Антона Дорофеева) происходящее на сцене органически переплеталось с музыкой. Оркестр, одолевший сложнейшие партитуры, и особенно солисты-вокалисты, исполнявшие свои партии на венгерском языке, провели колоссальную работу. Успех постановки в первую очередь предопределен психологически тонкой и экспрессивной игрой солистов — Натальи Боевой (Юдит) и Антона Андреева (Синяя Борода). Боева покорила слушателей силой и гибкостью своего голоса, глубоким проникновением в человеческую суть образа.
Доклады на всероссийской научной конференции «Возвращение», состоявшейся
14 марта в стенах Санкт-Петербургской консерватории, посвящались произведениям, получившим шанс на второе рождение в наши дни. Наталия Брагинская раскрыла новые детали, связанные с исторической находкой долгие десятилетия считавшейся утерянной партитуры «Погребальной песни», op. 5
И. Ф. Стравинского. Мария Аплечеева прочитала доклад об «Industrialisazione» Алексея Животова, а Нино Баркалая посвятила лекцию-концерт музыке Николая Обухова.
В фестивале «От авангарда до наших дней» всегда принимали участие музыканты мирового уровня. Среди них Валерий Гергиев и Ирина Богачёва, Владимир Крайнев и Алексей Любимов, Татьяна Гринденко и Марк Пекарский и многие другие. XXV фестиваль не стал исключением. В Малом зале филармонии публика смогла насладиться искусством таких мастеров, как Айлен Притчин, Андрей Диев, Ольга Кондина.
Нынешний фестиваль был богат на премьеры. Программы концертов в Камерном зале консерватории и в ротонде Библиотеки им. В. В. Маяковского были составлены из новых сочинений молодых композиторов России, Беларуси, Финляндии. Состоялись ставшие традиционными концерт электронной музыки (мультимедийный зал факультета свободных искусств и наук СПбГУ), а также концерты из серии «Ближний круг» (16 и 18 марта в Шереметевском дворце), продемонстрировавшие результаты творческих связей фестиваля и композиторов из различных регионов России, а также стран ближнего зарубежья (Литва, Грузия, Армения, Украина).
Наряду с выставками живописи и графики в рамках фестиваля в разные годы проходили театральные премьеры, демонстрации документальных фильмов, презентации книг и т. п. В этом году были представлены выставки работ известных петербургских художников Александра Кондурова («Зримая музыка») и Олега Яхнина («Донжуанский список Пушкина»). Состоялись премьера документального фильма Анастасии Юргенсон «Петр Юргенсон: вчера, сегодня, завтра» и презентация книги Маргариты Уфимцевой «Пианист Игорь Урьяш: ”Хочу все лучшее от музыки передать людям”».
Концерт-закрытие, прошедший 19 марта в Малом зале филармонии, порадовал разнообразной программой: романсы Берга, Пуленка, Шапорина; редко исполняемые в России «Хороводы» Мартину, экзотическая партитура «Вернуть всё, чтобы быть человеком» перуанского композитора Данте Вальдеса и Вальсы Шуберта в переложении для двух фортепиано Прокофьева. В исполнении фортепианного ансамбля «ПетРоДуэт» (Анастасия Рогалева и Дмитрий Петров) впервые прозвучало «Донское каприччио» Игоря Воробьёва, ставшее финальным аккордом фестиваля.
Алексей ЛОГУНОВ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~vPNG3