Планета по имени танго

4 Марта 2020

Планета по имени танго

В Малом зале Филармонии состоялся концерт «Вспоминая танго». Зажигательные и чувственные композиции прозвучали в исполнении Молодежного камерного оркестра Санкт-Петербургского университета, под управлением заслуженного артиста России Андрея Алексеева, и танго-квинтета Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. Маэстро Алексеев выступил и как солист, виртуозно и невероятно артистично управляющийся с аккордеоном и бандонеоном. 

Бандонеону танго-оркестры обязаны волнующим и трогательно-щемящим звуком. Игрой на этом инструменте из семейства ручных гармоник прославился в свое время Великий Астор, как называют в Аргентине Пьяццоллу. Композитор, без сочинений которого невозможно представить концерт, посвященный танцу свободы и страсти. 
Танго — одна из чудесных планет на музыкальном небосклоне. Загадочных, непостижимых, атмосферных… Трудно подобрать слова, способные передать богатейшую палитру звуков, из которых рождаются завораживающие мелодии, еще сложнее выразить через эти звуки самобытный аромат чарующего танца. Андрей Алексеев полностью растворяется в музыкальном материале, погружается в причудливый мир знаков и символов и существует не над ними, а среди них; по такому же принципу дирижер встраивает в партитуру и музыкантов оркестра. Подобным присутствием «внутри» произведения объясняется идеальная стилистическая точность исполняемой музыки, к какому бы жанру она ни принадлежала. 
Танго, вальс, полька, мазурка, фокстрот — особая любовь маэстро к танцам объяснима: второе десятилетие он является главным дирижером Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. Поэтому, помимо сочинений латиноамериканских композиторов, в программу концерта вошли танго из оперетты Франца Легара «Идеальная жена» и парафразы, созданные Алексеевым на темы оперетты Лайоша Лайтаи «Старое лето» и мюзикла Джерри Бока «Скрипач на крыше».
«Вспоминая танго» — концерт-ретроспектива. Более чем за полуторавековую историю существования танца с ним происходили самые разные метаморфозы. Поначалу ревнители нравственности обвинили его в вульгарности, да и танцевали танго лишь в тавернах, домах терпимости, на грязных улочках бедняцких трущоб… Папа Римский Пий X окрестил танго «бесстыжим танцем» и запретил танцевать благонравным католикам; «красной тряпкой» танец стал и для латиноамериканских и европейских политиков, упрекавших его в непристойности. Но шло время, менялись нравы, менялся и сам танец. Золотой век танго пришелся на 1930–
1950-е годы прошлого века.
Многие сочинения, прозвучавшие в концерте, относятся именно к золотому периоду. Не всегда известна причина, побудившая композитора на создание того или иного маленького шедевра, но благодаря переданной музыкантами эмоции включается воображение. Танго с говорящим названием «Печальная судьба» принадлежит Августину Магалди (1898–1938), музыканту, носившему звание «сентиментального голоса Буэнос-Айреса», умершему от перитонита за два с половиной месяца до сорокалетия. Помимо музыки его имя обессмертил мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Эвита», где Магалди выведен человеком, оказавшим существенную помощь Эве Дуарте — будущей Эвите Перон. 
«Силуэты жителей Буэнос-Айреса» — колоритный опус Франсиско Канаро (1888–1964), знакового в мире аргентинского танго композитора и дирижера. С детства Канаро сохранил забавное прозвище Pirincho, полученное благодаря волосам, похожим на хохолок гуиры — птички, обитающей на его родине в Уругвае.
В первой десятке популярных в среде танцоров в эпоху золотого века был оркестр Анибаля Тройло (1914–1975), чьи композиции «Романс окраин» и «Последняя струна» были исполнены танго-квинтетом с особым настроением. 
Пьянящее танго La yumba — гимн еще одного популярнейшего в Аргентине оркестра, на сей раз под управлением Освальдо Пульезе (1905–1995), — прозвучал, как и полагается гимну, с наивысшей экспрессией. 
Не обошлось и без Карлоса Гарделя (1890–1935) — по мнению латиноамериканцев, самого значительного композитора в истории танго. Его называли «креольским дроздом», и по сей день среди аргентинцев бытует поговорка «Креольский дрозд поет лучше с каждым днем». 
И именно в день рождения Гарделя — 11 декабря — в мире отмечают Международный день танго. Мелодия песни Por una cabeza, написанной Гарделем в 1935 году для голливудского фильма «Танго-бар», — то самое танго, под которое Аль Пачино танцует с Габриэль Анвар в кинокартине «Запах женщины» (1992), а Арнольд Шварценеггер с Джейми Ли Кёртис — в комедийном боевике «Правдивая ложь» (1994). 
Финальным аккордом программы стало «Утомленное солнце» польского композитора и дирижера Ежи Петербургского (1895–1979). 
Светлана РУХЛЯ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 3 (175), март 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~3bEwp