Петербуржцы на самарском оперном фестивале

Фото: Антон Сенько

Фото: Антон Сенько

18 Июня 2019

Петербуржцы на самарском оперном фестивале

«Имена» — под таким названием прошел традиционный весенний оперный фестиваль Самарского академического театра оперы и балета. Его фаворитами стали санкт-петербургские артисты.

Занимающая промежуточное положение между концертным исполнением и полноценной постановкой semi-stage версия «Риголетто», которой открылся фестиваль, ожидалась с особым интересом. Самарской публике, честно говоря, хотелось увидеть что-то свежее взамен недавно снятой с репертуара театра откровенно постмодернистской постановки этой популярной оперы, которая угнетала своими нарочито жестким колоритом действия, перенесенного в условную среду с царящими в ней фашистскими диктаторами — то ли Муссолини, то ли Гитлером, то ли Сталиным.
Надежду на удачу очередного эксперимента вселяло имя приглашенного для его реализации Филиппа Разенкова — главного режиссера Башкирского оперного театра, который за день до премьеры «Риголетто» стал обладателем «Золотой маски» за постановку мюзикла «Римские каникулы» в Новосибирском музыкальном театре.
Разенков предложил много оригинального в решении мизансцен и в обрисовке характеров персонажей вердиевской оперы. Беда, однако, в том, что semi-stage «Риголетто» была подготовлена «в экстремальном темпе» — всего лишь за три дня. Фантазия режиссера перешагнула хрупкие, но реально существующие границы существования semi-stage версии, максимально приблизив ее к полноценному спектаклю. Но такой спектакль предполагает все-таки более длительную и фундаментальную работу всего творческого коллектива и производственных цехов театра. Пока же получился режиссерский эскиз спектакля, который не обрел должного сценического воплощения.
В заглавной партии самарцы впервые услышали солиста Мариинского театра Владислава Сулимского, покорившего масштабом звучания, редкостной красотой и благородством тембра своего голоса, подлинной страстностью и психологической глубиной сценического существования.
Солист московской «Новой оперы» Алексей Татаринцев представил Герцога Мантуанского в традиционном ключе — баловнем судьбы, бесшабашным женским обольстителем. В ансамбле с именитыми гостями в партии Джильды достойно показалась солистка Самарского театра Ирина Янцева, лирико-колоратурное сопрано которой в этот вечер звучало по-особому свежо и проникновенно.
Еще одним знаковым событием фестиваля стала «Царская невеста» с участием когорты молодых певцов-стипендиатов работающего на базе Мариинского театра международного образовательного проекта Atkins Young Artists Program. В партии Грязного выступил обладающий прекрасным баритоном и незаурядными драматическими способностями Владислав Куприянов. До 2017 года он был солистом Самарского оперного театра, и поэтому за его творческой судьбой в Самаре следят с особым вниманием. Поэтический образ Марфы удался выпускнице Казанской консерватории (класс Альбины Шагимуратовой), ныне солистке Приморской сцены Мариинского театра Айгуль Хисматуллиной. В теноровой партии Лыкова уверенно выступил солист Мариинского театра Евгений Ахмедов, а в требующей мягкой кантилены и большого диапазона партии Собакина — молодой бас-кантанте Дмитрий Григорьев.
Обладающая свежим, приятного тембра меццо-сопрано молодая солистка Самарской оперы Анна Костенко исполнила партию Любаши. Дирижировавший оперой Евгений Хохлов сумел вдохнуть жизнь в достаточно старый, архаичный по режиссуре спектакль.
В «Севильском цирюльнике», поставленном задорно и с выдумкой Михаилом Панджавидзе, воспроизведены колорит и стилистика театральной атмосферы начала XIX века, когда эта опера-буффа была показана впервые. Солист Мариинского театра Владимир Мороз предстал эффектным, темпераментным Фигаро, солист Пермской оперы Владимир Тайсаев блеснул подлинным мастерством в партии Бартоло, требующей не только полного голосового диапазона, но и виртуозной техники и безупречной артикуляции в головоломных скороговорках. Вновь подтвердили свои вокальные достоинства и актерское мастерство Алексей Татаринцев — граф Альмавива и Ирина Янцева —
Розина. Дирижировавшему спектаклем Андрею Данилову удалось добиться столь желанных для этой оперы изящества и прозрачной легкости оркестрового звучания.

Прекрасное впечатление произвела фестивальная «Аида» (один из лучших спектаклей Самарского оперного театра), поставленная с подлинным размахом и роскошно оформленная в традициях «большой оперы» санкт-петербуржцами — режиссером Юрием Александровым и художником Вячеславом Окуневым.
Особое внимание зрителей было приковано к исполнителю партии Радамеса — солисту Ереванской оперы, приглашенному солисту Мариинского театра Ованесу Айвазяну, драматическому тенору с блестящими, лишенными форсировки верхами. Заглавную партию исполнила Татьяна Ларина, нашедшая достаточно красок для создания яркого вокального образа героини. В партии эфиопского царя Амонасро успешно выступил Василий Святкин. Красоту и выразительность своего меццо-сопрано продемонстрировала солистка Большого театра Агунда Кулаева, исполнившая партию Амнерис.
Достойным апофеозом фестиваля стал заключительный гала-концерт, ставший приношением Джузеппе Верди. Прозвучали оркестровые фрагменты, арии и ансамбли из его опер «Сила судьбы», «Симон Бокканегра», «Дон Карлос», «Набукко», «Травиата», «Макбет», «Бал-маскарад», «Трубадур» и «Аида». К чести Самарского театра постановки большинства этих опер в разные годы были представлены на его сцене. Наряду с гостями Агундой Кулаевой, Ованесом Айвазяном и Богданом Волковым из московской «Новой оперы» в концерте успешно выступили Татьяна Гайворонская, Георгий Шагалов и другие ведущие солисты театра.
Практически все фестивальные события прошли под управлением художественного руководителя фестиваля, главного дирижера театра Евгения Хохлова. Оркестр и хор театра (хормейстер — Ольга Сафронова) проявили себя с наилучшей стороны, доказав, что сегодня им по плечу самые сложные творческие задачи.
Валерий ИВАНОВ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~vwxfO