Петербургский романс

29 Декабря 2015

Петербургский романс

Академия молодых оперных певцов Мариинского театра, возглавляемая Ларисой Гергиевой, и Союз композиторов Санкт-Петербурга провели первый концерт из задуманного цикла «Романсовая лирика петербургских композиторов».

Камерный романс — не самый востребованный жанр академической музыки. Он уступает в популярности музыке оперной или симфонической. Вместе с тем в истории русской музыки у него богатые традиции. Прославленные оперные певцы Шаляпин, Собинов, Нежданова, Козловский, Лемешев не обходили камерный романс своим вниманием. Отечественная культура знает и выдающихся исполнителей, почти всецело посвятивших себя камерной вокальной музыке: Нину Дорлиак, Зару Долуханову, Ефрема Флакса…
Этот жанр неизменно притягателен для исполнителей и композиторов. Он привлекает возможностью более близкого, интимного контакта со слушателями, чем в театре или большом концертном зале, привлекает возможностью общения с высокой поэзией. Романс предполагает особое внимание к деталям музыки и слов, а также позволяет проявить смелость творческого эксперимента. Для композитора романс часто служит своеобразной лабораторией претворения новых музыкальных идей.
От певца романс требует вокальной гибкости. Оперному певцу в камерной аудитории приходится соразмерять силу своего голоса с масштабом зала, уметь петь mezzo voce, тонко нюансировать вокальную партию.
Эти качества в значительной мере проявили участники первого вечера: Эмилия Аблаева, Эвелина Агабалаева, Елена Горло, Татьяна Старкова, Андрей Максимов, Ярослав Петряник. Они представили публике сочинения четырех композиторов, не похожих друг на друга: Иоганна Адмони (1906–1979), Дмитрия Толстого (1923–2003), Вадима Веселова (1931–1990), Бориса Тищенко (1939–2010). Каждый из них по-своему развивал национальную традицию русского классического романса.
Молодые певцы покорили публику свежими голосами, артистизмом, способностью контактировать со слушателями. Они продемонстрировали не только хорошую вокальную школу, но и умение петь «в образе» и чуткость к стилю, будь то мятежная лирика Блока, по-разному интерпретированная В. Веселовым и И. Адмони, возвышенные «эллинизмы» Пушкина и лирика поэтов-современников у Д. Толстого, утонченный психологизм стихов Цветаевой в оригинальном воплощении Бориса Тищенко.
Успех концерта по праву разделил с певцами пианист-концертмейстер Василий Попов, отлично проведший всю программу.
Анатолий ОРЕЛОВИЧ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~qDDYh