Петербургская школа в мире: македонский композитор Гоце Коларовски (1959–2006)

Фото: Виктория Коларовска-Гмыря

Фото: Виктория Коларовска-Гмыря

1 Февраля 2019

Петербургская школа в мире: македонский композитор Гоце Коларовски (1959–2006)

В этом феврале исполняется 60 лет со дня рождения выдающегося македонского композитора, педагога и общественного деятеля Гоце Коларовски (1959–2006) — в прошлом стажера Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории по классу композиции Сергея Михайловича Слонимского. В Македонии Коларовски чтут как одного из ведущих композиторов, много сделавшего для развития национальной композиторской школы, а его масштабная педагогическая деятельность, энтузиазм и творческое горение до сих пор живо вспоминаются всеми, кто с ним общался.

Семья Коларовски известна давней связью с музыкальной традицией, прочно опирающейся на глубокие народные корни: дед композитора Миле Коларовски — знаменитый македонский народный музыкант, исполнитель на кавале (народная флейта) и гайде (волынка). Не случайно в творчестве Гоце Коларовски опора на национальный фольклор играет важную роль. Но не менее важной стала и традиция европейской музыкальной культуры и образования, достаточно давно распространившаяся в балканских государствах, а в Македонии особенно интенсивно развивающаяся после Второй мировой войны.
Композиторское образование Гоце Коларовски получил на факультете музыкального искусства при Университете «Св. Кирилл и Мефодий» в столице Македонии Скопье в классе академика Властимира Николовски — выдающегося педагога и одного из ярчайших творцов национальной композиторской школы. Сам Николовски в конце 40-х годов изучал композицию в Ленинградской консерватории в классе Ореста Евлахова и с гордостью считал себя представителем школы Шостаковича. Поэтому возможность поехать на специализацию в ту же Ленинградскую консерваторию, где учился его профессор, по собственным словам Гоце Коларовски, была воспринята им как своеобразный «судьбоносный знак».
Пребывание в Ленинграде в 1986/1987 году действительно оказалось судьбоносным, совпав с периодом личностной и творческой эволюции, осознанием своего места и предназначения, своего пути. Благодаря занятиям с С. М. Слонимским, лекциям Е. А. Ручьевской, А. И. Климовицкого, А. П. Милки, Т. С. Бершадской, углублённому анализу музыки XX века в творчестве Коларовски появляются новые стилевые и эстетические ориентиры, стремление к экономности и лаконизму средств. Интенсивность внутренних конфликтов и становления отражена в значительных сочинениях того периода: Фортепианном концерте (1987) и Сонате для скрипки и фортепиано с говорящим названием «Ленинградская» (1988).
По возвращении в Скопье Коларовски завершил композиторское образование в аспирантуре у Властимира Николовски, одновременно приступив к преподавательской работе на том же факультете. С огромной любовью он занимался со студентами, создав самый многочисленный композиторский класс в истории факультета.
Композиторская деятельность для Коларовски всегда была главной. Уже в студенческих сочинениях проявились яркая индивидуальность молодого композитора, его «стихийный» темперамент — своеобразный «необузданный Юг». Затем вдумчивый «рациональный Север» придал его музыке отточенность деталей, не уменьшив при этом ее экспрессию и эмоциональное воздействие. Наследие Коларовски не столь объемно: композитор весьма критически и строго подходил к своему творчеству, долго вынашивал замыслы. Среди его сочинений — симфония, Концерт для оркестра, Концертино для фортепиано и струнного оркестра, кантата «Голоса», камерные и сольные произведения разных жанров.
Связь с Ленинградом-Петербургом не прерывалась и
в дальнейшем. В 1988 году Гоце Коларовски приезжал на 3-й Международный музыкальный фестиваль, еще больше обогативший его слуховой опыт, а затем его музыка неоднократно исполнялась на фестивале «Звуковые пути». Долгое сотрудничество связывало его с создателем и бессменным художественным руководителем фестиваля Александром Юрьевичем Радвиловичем, который, в свою очередь, бережно сохраняет память о своем коллеге:
«С Гоце Коларовским мы познакомились на международном семинаре “Звуковые пути” в 1994 году. Уже тогда он обращал на себя внимание удивительной гармоничностью природного композиторского дарования. Позднее наше общение продолжилось на мастер-классах и фестивалях в Македонии, Петербурге и Германии и переросло в настоящую дружбу. Гоце отличали большое личное обаяние, доброта, открытость и любовь к ученикам, музыка же его обладала неповторимыми своеобразием и оригинальностью. Так получилось, что последний раз мы виделись в Германии. Вскоре на фестивале в Петербурге прозвучала его новая композиция, и я собрался позвонить и поздравить его с премьерой, но трагическое известие опередило меня. Мне до сих пор не хватает Гоце».
Речь идет о последнем сочинении Гоце Коларовски «Аллюзии на 1906» для фортепиано, написанном в 2006 году специально для концерта-посвящения Шостаковичу на «Звуковых путях» и прозвучавшем за несколько дней до его безвременного ухода. И есть скорбная символика в том, что именно
в Санкт-Петербурге исполнением этого сочинения завершился творческий путь большого музыканта и одного из носителей петербургской культуры и школы далеко за ее пределами.
Виктория КОЛАРОВСКА-ГМЫРЯ,
музыковед, профессор факультета
музыкального искусства
при Университете «Св. Кирилл и Мефодий»,
Скопье, Македония
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~xoVHe