Петербургская ночь перед Рождеством

Фото: Вероника Жукова

Фото: Вероника Жукова

1 Февраля 2021

Петербургская ночь перед Рождеством

Вечером 23 декабря, почти в самый сочельник по новому стилю, в Большом зале Петербургской филармонии состоялось концертное исполнение оперы Николая Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». 

Меломаны Петербурга «гуляли» напоследок — с 30 декабря музыкальная жизнь в Северной столице застыла на очередную карантинную паузу до конца новогодних каникул. На улице в тот день, как по заказу, бушевала метель, застилая силуэты дворцов и башен, превращая город в новогодний стеклянный шарик, который хорошенько встряхнул какой-то озорник.
В ушедшем году культурная сфера всего мира переживала нелегкие времена, но, несмотря ни на что, появлялись новые форматы, новые проекты и новые институции. Среди них — фонд развития культуры FES, основанный весной 2020 года. «Ночь перед Рождеством» — второй проект FES на сцене Петербургской филармонии, первым стал оперный гала-концерт 30 ноября. Планы на будущее у фонда большие: в марте предполагается балет в Хельсинки, в апреле — три оперных гала (в Самаре, Москве и Петербурге), на очереди Рига и совместный проект с итальянской Академией Святой Цецилии. В сезоне 2023–2024 запланирован большой музыкальный фестиваль.
Опера «Ночь перед Рождеством» появилась ровно 125 лет назад, в 1895 году. Музыкальные воплощения повести Гоголя существовали и раньше. Тот же сюжет лежит в основе оперы П. И. Чайковского «Черевички» (в первой редакции — «Кузнец Вакула»), написанной в 1876 году на либретто Я. Полонского, которое Римский-Корсаков считал неудачным. После смерти уважаемого коллеги Николай Андреевич решился создать свою версию гоголевской истории. Текст либретто он написал сам, стараясь держаться максимально близко к первоисточнику. Композитору-сказочнику было где разгуляться: колядование, игра звезд в жмурки, полет ухватов и помела, встреча с ведьмой — причудливые образы давали богатый материал для музыкальной фантастики. Поскольку среди персонажей повести и оперы находилась Екатерина II, 
опера с трудом преодолела сопротивление цензуры (композитору пришлось перекроить меццо-сопрановую партию Царицы для баритона Светлейшего), критика же встретила ее прохладно, сочтя более слабым сочинением, чем «Майская ночь» или «Снегурочка». 
Сейчас эту оперу ставят, как правило, на новогодние праздники — хорошая альтернатива для тех, кто подустал от «Щелкунчиков». В этом декабре ее можно было увидеть на Приморской сцене Мариинского театра и в Воронежской опере (оба спектакля в постановке Ольги Маликовой), 7 января Мариинский дал премьеру новой сценической версии (режиссер и хореограф Илья Живой), также в январе оперу показали в театре им. Н. Сац в постановке Георгия Исаакяна. Большой театр отдал предпочтение «Черевичкам» Чайковского — спектакль Ольги Ивановой можно было увидеть под самый Новый год на Камерной сцене им. Б. А. Покровского. 
Знаменитые хрустальные люстры и подсветка Большого зала Петербургской филармонии еще до того, как зазвучала музыка, погружали зрителей в сказочную атмосферу. «Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру… так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты», — такую картину рисует вступление оперы, пронизанное таинственными мерцающими голосами арфы, челесты, флейты. 
Мастеровитый Санкт-Петербургский госоркестр под управлением Михаила Татарникова звучал действительно волшебно. В конце 2008 года маэстро дирижировал премьерными показами этой оперы в Мариинском театре. В этот вечер Татарников работал с полной самоотдачей, любовно и тщательно вырисовывая все лейтмотивы, оркестровые крас-ки и динамические контрасты. Слышна была каждая снежинка, невесомо пролетающая в прозрачной музыкальной ткани, а от бешеной скачки колядок захватывало дух.
Хотя не все солисты выступили безупречно технически, каждому удалось создать яркий запоминающийся портрет персонажа. Королевой вечера безусловно стала Солоха в исполнении Олеси Петровой, солистки Михайловского театра и приглашенной солистки Большого, — образ великолепной ведьмы она создала буквально одним изломом брови. Ее звучное насыщенное меццо-сопрано заполняло зал, а в сцене пришествия ухажеров (Черт — Савва Хастаев; Голова — Александр Герасимов; Дьяк — Александр Тимченко) Олеся успевала заигрывать еще и с публикой. Запомнились колоритный Чуб в исполнении мариинского баса Олега Сычёва и капризная своенравная Оксана в яркой трактовке украинской сопрано Тамары Калинкиной, добавившей в партию томные чарующие краски. Кузнецу Вакуле в исполнении Николая Емцова не хватило сфокусированности звука, хотя сам образ получился трепетным и лиричным, в духе партии Гофмана из оперы Оффенбаха, которую Николай поет в Мариинском театре.
События «Ночи перед Рождеством» разворачиваются с 24 на 25 декабря, в праздник зимнего солнцеворота, когда космическое колесо разворачивается к лету и начинается новый жизненный цикл. Римский-Корсаков дал опере подзаголовок «быль-колядка» и насытил партитуру украинскими и русскими обрядовыми напевами, ведь по народным поверьям колядки должны были помочь преодолеть смутное время и магически воздействовать на наступающий год. Селяне ходили по домам, пели величальные песни, желали всяческих благ хозяевам и домочадцам, заклинали разгулявшиеся метели и нечистую силу. Загадаем, чтобы и эта веселая оперная колядка наколдовала нам добрый 2021 год.
Екатерина РОМАНОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 2 (185), февраль 2021 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~pjA1d