Петербург Андрея Петрова

18 Июня 2018

Петербург Андрея Петрова

Андрей Петров часто шутил, что после смерти в его честь переименовывать ничего не придется. Он жил на Петровской набережной, напротив домика Петра I. И даже кабинетный рояль был его однофамильцем — Petrof.

Потомственный ленинградец, он воспел этот город через образ основателя Санкт-Петербурга Петра Первого (опера «Петр Первый»), через великого Пушкина и его произведения (балет «Пушкин. Размышления о поэте», мюзикл «Капитанская дочка»), через поэтические образы петербургских поэтов ХХ века (опера-феерия «Маяковский начинается», вокальные циклы на стихи Блока, Ахматовой).
Мы ощущаем пушкинско-глинкинскую романсовость в фильме «О бедном гусаре замолвите слово»; в песне из фильма «Путь к причалу» — простоту и искренность бардовской песни, нашедшей свое первое пристанище в питерском клубе «Восток» на улице Правды. Дыханием моря, к которому устремлена Нева, наполнена музыка к кинофильму «Человек-амфибия».
Прохладная джазовая акварельность Питера, с ее стремительным пульсом, ритмической прихотливостью, смягчается сердечной теплотой мелодий, пронизывает все городские музыкальные зарисовки Андрея Петрова к фильмам «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Гараж», «Осенний марафон».
Праздничный вечер «Петербург Андрея Петрова», прошедший в Большом концертном зале «Октябрьский» 30 мая, —
свидетельство благодарной памяти петербуржцев о композиторе. Конечно, слушателей помимо любимой музыки Андрея Петрова привлекают имена звездных исполнителей. На сей раз их тоже было немало. Но самое главное, что все они —
петербуржцы.
Максим Леонидов спел «Песню о друге» из к/ф «Путь к причалу», «Песню о рыбаке» из к/ф «Человек-амфибия». Евгений Дятлов вызвал бурные аплодисменты темпераментным исполнением шлягера «А цыган идет» из фильма «Жестокий романс». Ярко театрально, с драматическим надрывом, подчеркнутым пронзительной медью оркестра, прозвучала в его исполнении песня «Всюду бегут дороги» из т/ф «Петербургские тайны» на стихи М. Цветаевой.
Утонченная, интеллигентная манера пения любимого петербуржцами Олега Погудина, его мягко льющийся голос и пластика балетного танцора с чувствительной «игрой» рук, легкими пробежками по сцене — все это, с одной стороны, напоминало стилистику русских кабаре начала ХХ века и в то же время идеально сливалось с сентиментальностью романсов из фильма «О бедном гусаре замолвите слово»,
Светлана Крючкова проникновенно, глубоко спела самые исповедальные женские песни из фильма «Старые клячи» («Годы непогоды» и «Песня солдатской матери»). На лаконичные воспоминания Светланы Крючковой о фильме,
о Э. Рязанове и А. Петрове, а главное, на полные невероятной искренности простые слова, обращенные в зал: «С праздником вас, родные мои!», слушатели откликнулись благодарным «браво!»
Постоянный участник программы Международный симфонический оркестр «Таврический» под руководством Михаила Голикова исполнил «Элегию» из телесериала «Петербургские тайны», увертюры из кинофильмов «Старики-разбойники» и «Зигзаг удачи», увертюру из к/ф «Привет, дуралеи!» Светлой ностальгией наполнила сердце «Осень»
из к/ф «Служебный роман»
Впервые прозвучал в концерте Jazz Philarmonic Orchestra под управлением Кирилла Бубякина. Свежие изобретательные аранжировки песен и инструментальных композиций Андрея Петрова отчетливо выявили джазовую природу его музыки. Особенно ярко это проявилось в песнях, которые исполняла прекрасная молодая певица Анна Малышева («Здравствуй» на стихи С. Фогельсона и «Ленинградская песенка» на стихи Л. Куклина).
«Песня о синей птице» из советско-американского фильма «Синяя птица», исполненная Яной Радион на английском языке, поразила точным попаданием в стиль американской киномузыки. На миг даже возникло смятение: «Зачем эта американская песня звучит в концерте?» Но когда вспомнилась ее русскоязычная версия в исполнении Ирины Понаровской, где мелодия парит, словно чайка над невской волной, пришло осознание, какой удивительный песенный шедевр был создан Андреем Петровым. Он словно играет в зависимости от языка исполнения нюансами и красками стилей.
Великолепны были Jazz Philormjnic Orhestra и Яна Радион в исполнении песни «Эй, моряк» из к/ф «Человек — амфибия». Биг-бэндовская аранжировка с блеском меди, стремительным темпом, конечно, отличалась от более скромного, камерного (но очень точного для колорита фильма) оригинала.
В исполнении дуэта солистов известных мюзиклов и постановок Театра музыкальной комедии Веры Свешниковой и Кирилла Гордеева прозвучали довольно сложные произведения А. Петрова — «Крылья в небе» из к/ф «Синяя птица» и «Любовь готова все прощать» на стихи Э. Рязанова. Наиболее убедительной была Вера Свешникова. Красавцу Кириллу Гордееву не все удалось исполнить вокально, интонационно безупречно. Но в целом артисты театрально и эффектно передали музыкально «сложную» красоту этих песен.
Покорил простотой, естественностью и очень выразительным донесением текста Дмитрий Лаутало, исполнивший песню «Облетают последние маки» из к/ф «Служебный роман» (стихи Н. Заболоцкого). Эти же качества отличали исполнение более опытного петербургского певца, Михаила Луконина. В зале оказалось много его поклонников, которые по достоинству оценили аплодисментами и цветами исполнение двух довольно редко звучащих песен Андрея Петрова («Я пригвожден к трактирной стойке» на стихи
А. Блока, «Ты укрой меня снегом зима») из фильмов Э. Рязанова, («Ключ от спальни» и «Предсказание»), которые тоже уступают в популярности другим фильмам-хитам режиссера.
С огромным теплом была встречена Манана Гогитидзе. Манана и Петр Гогитидзе (контрабасист, выступивший в составе инструментального ансамбля) — достойные представители музыкальной династии Андрея Петрова, любимые внуки Андрея Павловича. Особенный по глубине и красоте тембра голос Мананы колоритно прозвучал и в джазовой по стилю «Осени» (ст. Л. Куклина), и в романсе «Под лаской плюшевого пледа» из к/ф «Жестокий романс», и в «Молитве» из к/ф «Небеса обетованные», исполненной дуэтом с милой, тонко чувствующей поэтический текст Анной Малышевой.
Шлягер «Я шагаю по Москве» был представлен в двух аранжировках — сначала в виде парафраза, исполненного ансамблем ударных инструментов «St. Petersburg Percussion Group» (авторское переложение), а затем в исполнении Jazz philharmonic orchestra в переложении для биг-бэнда Г. Гольштейна.
Да, в зале сидела преимущественно возрастная публика, которая выросла на фильмах с музыкой Андрея Петрова. Но на сцене были в основном молодые исполнители. Самым же обнадеживающим и вселяющим уверенность в то, что музыка Андрея Павловича будет жить, стало выступление юных участников концерта, Театра детей «Радуга», с которым при жизни был дружен композитор (художественный руководитель театра Марина Ланда). Удивительно, что дети сами захотели исполнить песню «Звезды в кондукторской сумке», которая, казалось бы, и по музыке, и по тексту совсем не простая для детского исполнения! Знаменательно и то, что именно дети спели песню, ставшую смысловым итогом программы, — «Гаснут на песке» из фильма «Зайчик»:

Если в сердце другом зажечь не смог
Ни мечты, ни надежд, ни тревог,
Если ты, человек, так бесследно уйдешь —
Для чего ты живешь?

В завершение хотелось бы сказать, о прекрасной идее придать концерту форму четырехчастного цикла «Времена года», с поэтическими переходами от одного времени к другому. Сопроводив музыку Андрея Петрова видами бесконечно прекрасного Санкт-Петербурга, создатели концерта еще раз подчеркнули неразрывную духовную связь композитора и его любимого города.
Елена ЛЁГКАЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~9eZgz