Первая скрипка

15 Июня 2016

Первая скрипка

Международный скрипичный фестиваль, организованный Петербургским фондом поддержки музыкального образования, впервые проведенный в нашем городе, включал в себя семь концертов с участием выдающихся исполнителей. Все выступления проходили в залах Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича.

На проведение фестиваля организаторов вдохновило успешное выступление Максима Венгерова в Большом зале филармонии, которое стало настоящим событием для поклонников скрипичной музыки.
И это даже хорошо, что фестиваль оказался протяженным по времени — с ноября прошлого года по март нынешнего, — сильные впечатления невозможно сразу осмыслить. Нужно время.
Открывал фестиваль концерт Марианны Васильевой, исполнившей 24 каприса Паганини в один вечер. Пока ей это удается единственной в мире среди скрипачек. Одно из самых удивительных и технически сложных сочинений прозвучало вкупе с литературным произведением. Народный артист России Сергей Гармаш читал отрывки из повести Г. Гейне «Флорентийские ночи», помогая зримо представить образ гениального скрипача. Надо ли говорить, что и программа, и исполнительские имена сделали этот концерт событием, мимо которого невозможно было пройти.
Не забыть бы отметить и работу художников по свету. Большой зал преображался: в центре теплый свет, колонны — серебристые, перекликающиеся с серебром труб органа…
Британец Даниэл Хоуп — ученик знаменитого Захара Брона, по его признанию, вырос на записях русских скрипачей — Ойстраха, Когана. В Петербурге он выступал впервые, с шоу-программой «AIR: Барочное путешествие», собранной из популярных шлягеров XVI–XVIII веков. Эти произведения звучали в средневековых тавернах, соборах и при дворах королей. В Большом зале музыкант и его команда выступили с невероятным драйвом, увлекательно рассказывая о развитии скрипичной музыки в эпоху барокко.
Малый зал филармонии пригласил на вечер французской музыки. Программу составили дуэты для скрипки и фортепиано Форе, Пуленка, Франка. Исполнители — Григорий Калиновский, поэт от скрипки, и лауреат международных конкурсов Софья Гюльбадамова —
прилетели из США и Германии, чтобы выступить перед петербургскими меломанами.
Вадим Глузман выступил в Малом зале в дуэте с пианистом Евгением Синайским. В программе — Равель, Прокофьев, Канчели, Леклер. В Большом зале прозвучал знаменитый Скрипичный концерт Чайковского в сопровождении ЗКР, дирижер — Василий Синайский.
Международный день памяти жертв холокоста организаторы фестиваля отметили благотворительным концертом «Желтые звезды». В нем участвовали замечательные музыканты Полина Осетинская, Максим Венгеров, Сергей Накаряков, Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии под управлением Владимира Альтшулера. Название вечеру дал Концерт для оркестра Исаака Шварца «Пурим-шпиль в гетто». Актриса Ксения Раппопорт читала отрывки из романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Собранные средства пойдут на покупку старинных детских скрипок, на которых юные дарования нашего города смогут оттачивать мастерство.
Помимо знакомства с новыми именами и редко исполняемыми сочинениями петербургские поклонники скрипичного искусства смогли воочию видеть и слышать уникальные инструменты, на которых играют музыканты. Марианна Васильева — на скрипке Карло Антонио Тесторе 1720 года. Вадим Глузман — на Страдивари от великого Леопольда Ауэра, а Антал Залаи владеет скрипкой «ex-Garay» Антонио Страдивари 1733 года. Британский виртуоз Даниэль Хоуп играет на скрипке «ex-Lipiński» Гварнери дель Джезу (1742), предоставленной в его распоряжение семьей из Германии, пожелавшей остаться неизвестной. Инструмент носит имя одного из своих бывших владельцев — польского скрипача XIX века Кароля Липиньского, который выступал вместе с Паганини, Шуманом и Листом.
На концерте «Восемь времен года» — закрытии фестиваля — в зале был аншлаг, и что особенно отрадно, слушатели были преимущественно молодые! Марианна Васильева и Антал Залай (Венгрия) вы-
шли на сцену Большого зала в сопровождении ансамбля солистов Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, дири-жер — Чингиз Османов. «Времена года», четыре концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди, исполнил лауреат международных конкурсов Антал Залай.
Цикл из четырех танго А. Пьяццоллы «Времена года в Буэнос-Айресе» в обработке Леонида Десятникова сыграла Марианна Васильева. Да как! Упругие ритмы танго. Улыбка не сходит с лица. Игра музыканта настолько экспрессивна, энергична, она успевает, кажется, сделать несколько па, насколько это возможно, играя на скрипке. Оркестр следует за ней словно на одном дыхании, живо, интонационно безупречно.
Концерт завершился внезапно, будто игла проигрывателя застыла на вращающейся пластинке, а электричество выключили... Сложное взаимодействие разнохарактерных тем, ведь Пьяццолла в отличие от Вивальди созерцает не природу, а характеры людей, подчас грубые и жесткие… А может, — и то и другое?..
Марианна Васильева — петербурженка, ей еще нет тридцати, обладает яркой харизмой. И поэтому в калейдоскопе звезд и замечательных фестивальных событий хочется именно ее назвать первой. Первой скрипкой.
Татьяна МИРОНОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~0hmfB