Перешли все границы

Фото: Марианна Сладкова

Фото: Марианна Сладкова

6 Февраля 2020

Перешли все границы

В Петербурге прошел VI международный музыкальный фестиваль VOLKOV ManiFEST.

Отличное все-таки название у фестиваля музыкальных проектов Владимира Волкова, придуманного им вместе с продюсером Денисом Рубиным шесть лет назад: VOLKOV ManiFEST. Все, чем занят блистательный петербургский контрабасист, складывается в ненавязчивый, но красноречивый манифест — проповедь трансграничных переходов. Казалось бы, для такого музыкального «делания» уже есть термин — кроссовер. Увы, флер популистской всеядности намертво въелся в кальку с английского «перехода-моста». Между тем переходы Волкова через границы жанров и направлений если не всегда тщательно спланированы (импровизация — 
основа всей его жизни, музыкальной и вообще), то непременно непросты. Волкову интересно «умное делание». Вот и его бесчисленные друзья-соратники во всех своих занятиях опираются не только на исполнительские доблести, но и на интеллектуальные радости.
Что и было успешно продемонстрировано на шестом VOLKOV ManiFEST’е. Начал Волков, как давно водится, с аутентистского европейского барокко в компании с The Pocket Symphony великолепного Назара Кожухаря. Продолжил с ними же мощной программой в Капелле, где был построен тот самый мост-кроссовер от 40-й симфонии Моцарта в аранжировке для струнного секстета до музыки минималистов — американца Джона Адамса и британца Майкла Наймана. На следующий вечер Владимир Волков аккомпанировал пластическому проекту Ксении Михеевой по мотивам «Женитьбы» Гоголя, став, разумеется, одним из главных действующих лиц спек-
такля наравне с контемпорари-танцовщиками. Пожалуй, самой многообещающей и оправдавшей ожидания программой стала программа закрытия фестиваля в Яани Кирик. 
Сначала Владимир Волков на контрабасе и Виталий Погосян на дудуке аккомпанировали украинской джазовой певице Анне Чайковской. Альбом «Синее озеро», записанный Чайковской, Волковым и Гайворонским в 2019 году, обрел новую краску и подчеркнуто театральный вид. Певица погрузила украинский фольклор в атмосферное «озеро» контрабасовых педалей, флажолетов, пост-джазовой скороговорки и мягких импровизационных комментариев дудука, разъяв песни на части. Буквально — на куплеты, мотивы, фонемы. В каждой фразе Чайковская пробовала разные тембры — от бархатного до пронзительного, и надевала разные личины — от девичьей до ведьминской. Томительно-воздушные, свободные до степени необязательности полеты вокруг кратких мелодических междометий — то, чего мы ждем от Волкова всегда; вот и дождались снова.
Во втором отделении публику ждала премьера. Novoselie — новый проект Руста Позюмского, барочного альтиста, гамбиста и рокера. С ним Владимир Волков музыкально дружит давно и особенно щедро, полностью отдавая себя вместе с виолой да гамба в руки автора. В прошлом году на ManiFEST’е была представлена программа Позюмского из песен на стихи Томаса Стернза Элиота: рокерские по природе песни, исполненные замечательной московской солисткой Алисой Тен и переложенные вместо привычного рок-состава на консорт виол, звучали неожиданно и свежо. На этот раз Позюмский пошел еще дальше — в глубь веков. Его авторские сочинения для женского дуэта или трио и консорта виол продолжают стилистику барочных «Гласов Петровских времен» — 
русских духовных стихов в простой гармонизации на три голоса, которые широко распространились в начале XVIII века. 
«Петровские гласы» Руста Позюмского на собственные же стихи, снабженные особенно пышным, то велеречиво-барочным, то почти рокерским письмом для классического состава из пяти виол да гамба, — это отнюдь не реконструкции и не стилизации. Говорят, в Южной Америке до сих пор пишут музыку в барочных традициях (нами, европейцами, утерянных на двести-триста лет), пишут безо всяких постмодернистских цитат и кавычек. Вот и Позюмский пишет как дышит, пребывает внутри стиля, а не смотрит на него со стороны, благо обширный опыт игры барочной музыки в разнообразных российских ансамблях помогает. И если бы не самоирония в устных комментариях автора, дух постмодерна не носился бы над этими простодушными (пусть и сложносочиненными) «водами». 
Анна Чайковская гармонично вплелась в обаятельный дуэт Алисы Тен и Марфы Семёновой, Владимир Волков скромно играл басовую партию в компании с Сергеем Полтавским, Антоном Изгагиным, Вадимом Вайнштейном и самим Рустом Позюмским. Якобы простые, плотно сбитые, изящно написанные и отлично исполненные ансамблевые песни произвели на публику самое духоподъемное действие (включая овации в финале). И напомнили о другом проекте Владимира Волкова — «Душеполезные песни на каждый день», в котором Андрей Котов, Сергей Старостин, а в лучшие времена и Леонид Фёдоров поют духовные стихи, соединяя подлинные фольклорные шедевры с песнями собственного сочинения до степени их полной нераздельности. 
У духовных стихов, как и у большинства дошедших до нас русских гласов и псалмов XVIII века, не было авторов. Точнее, институт авторства, принадлежность музыки кому бы то ни было казались тогда совершенно неважными самим сочинителям. В этом-то неавторском, внеличностном духе и создавались «Душеполезные песни». В этом же русле движется проект Novoselie. «Новая русская народная духовная музыка» — так хотелось бы назвать это направление, когда бы не чрезмерное нагромождение слов для явления, не загроможденного смыслами. 
И продолжения проекта тоже очень хотелось бы. 
Ольга КОМОК
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 02 (174), февраль 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~cWl7s