Памяти Л. Г. Данько (1931–2020)

18 Сентября 2020

Памяти Л. Г. Данько (1931–2020)

Среди обычаев, неизменно чтимых музыкантами в Ленинграде-Петербурге в последние десятилетия — дружеские собрания в Музее консерватории по случаю юбилеев и других значимых событий в музыкальной жизни. Гостеприимная хозяйка музея, его создательница, профессор Эра Суреновна Барутчева радушно встречала гостей. Здесь же проходили заседания кафедры музыкальной критики. Проходили? Но отчего об этом говорится в прошедшем времени? Увы, иных уж нет, а те далече, как… Пушкин некогда сказал…

Помню, 35-летие кафедры музыкальной критики Санкт-Петербургской консерватории почти совпало с юбилеем Ларисы Георгиевны Данько, бессменной заведующей кафедрой со дня ее основания. И юбилейная международная научная конференция, после приветствий от ректората Консерватории, открылась докладом Л. Г. Данько: «Кафедра музыкальной критики: вчера, сегодня, завтра». Да вот только совсем скоро завтра кафедры исчезло из планов ректората Консерватории (как нам объяснили, в связи с оптимизацией, задуманной в Минкульте). И кафедру музыкальной критики… упразднили. 
А ведь именно тогда, в преддверии 150-летия Санкт-Петербургской консерватории, уместно было напомнить, что среди ее выпускников «рубинштейновского призыва» рядом с П. И. Чайковским мы называем имя Г. А. Лароша — первого русского музыкального критика с консерваторским образованием. Цепь блистательных имен — от Б. В. Асафьева, приглашенного в 1925 г. для создания музыковедческого факультета, до отцов-основателей кафедры музыкальной критики 
А. Н. Сохора и М. С. Друскина — украсила новейшую историю русской мысли о музыке. Первая и до поры единственная в России специальная кафедра вела курсы, сугубо современные: Основы композиции новой музыки; Музыкальный театр ХХ века; Музыкальная критика и СМИ; Музыкальная журналистика; История джазовой музыки; Массовая музыкальная культура; и др.
Что имеем, не храним, потерявши — плачем… Знаю, многие коллеги вместе со мной испытывают ностальгию — и не столько по закрытым штатным должностям, сколько по утраченной атмосфере профессионального общения, царившей на кафедре и сплачивавшей преподавателей и студентов. Критика — неотъемлемая (но и особая!) отрасль музыкознания; фантастический взлет российской науки о музыке в ХХ веке стал возможен благодаря фундаменту, заложенному русской музыкальной критикой в предыдущие столетия. 
Но еще больше все ностальгируют по той человеческой обстановке, которая отличала кафедру, возглавлявшуюся Ларисой Георгиевной. По тому, как выразился Леонид Евгеньевич Гаккель, «мягкому психологическому климату», что своей теплотой и сердечностью способствовал повседневной работе. Вот отзыв профессора Ады Бенедиктовны Шнитке: «Ни с чем не сравнимо счастье иметь руководителем человека благородного, деликатного, терпимого, неутомимо доброжелательного — 
и полностью компетентного…»
Деятельность кафедры, которой Л. Г. Данько отдала полжизни, не ограничивалась узко понимаемой спецификой критики. Выступления членов кафедры в печати и на конференциях касались фундаментальных научных проблем рядом с насущными вопросами музыкальной эстетики, социологии. Они противостояли опасным тенденциям в современной музыкальной журналистике — прежде всего, капитуляции перед наступающей по всему фронту индустрией развлечений, перед откровенным гламуром. Напротив, — они всецело посвящали свой труд просветительству, памятуя о благодетельной роли, которую музыкальная критика и журналистика играют в деле приобщения к музыке новых слушательских поколений. В упомянутом выше вступительном докладе Л. Г. Данько прозвучало предложение — преобразовать кафедру музыкальной критики в кафедру критики и современных проблем музыкального искусства. 
К юбилею 2011 года вышел из печати сборник очерков и статей Л. Г. Данько под красноречивым названием «Константы музыки». Лариса Георгиевна и сама на протяжении многих лет являлась одной из признанных констант музыкальной жизни невской столицы. И как автор монографий об опере ХХ века, о творчестве С. С. Прокофьева, и как музыкальный публицист…
Этим летом мы простились с Ларисой Георгиевной, скончавшейся на 89-м году жизни. Годом раньше проводили в последний путь Эру Суреновну Барутчеву — «хозяйку» Музея консерватории. Мы верим, что историческая справедливость восторжествует: в отреставрированном консерваторском здании вновь откроется Музей, а в его стенах продолжатся заседания возрожденной кафедры музыкальной критики. Не лучший ли это способ почтить память ушедших коллег и учителей? Да будет так!
Иосиф РАЙСКИН
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 8 (180), сентябрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~D4YsV