Памяти Александра Нестерова![]() Фото: https://nstar-spb.ru/ Памяти Александра НестероваТяжело прощаться с другом, которого безмерно уважал и к которому по-человечески был привязан более сорока лет.
17 июля внезапно, в результате скоротечной тяжелой болезни, скончался заслуженный деятель искусств России композитор Александр Нестеров. Скупые строки биографии говорят нам о вехах творческого пути Нестерова: родился в Кирове, учился в Свердловске, где окончил консерваторию по классу В. Д. Бибергана, работал в Барнауле, затем переехал в Ленинград, преподавал в Училище им. Н. А. Римского-Корсакова. Писал много, активно, успешно. Его дипломную работу — одноактную оперу «Безумное чаепитие» (по «Алисе в Стране чудес» Л. Кэрролла) — вел не кто иной, как выдающийся в будущем мастер-дирижер Евгений Колобов. Перечень сочинений А. Нестерова включает в себя симфонии, симфонические поэмы, увертюры и сюиты, кантатно-ораториальные и камерные опусы (струнные трио и квартет, фортепианный квинтет, соната и сюита для скрипки соло, романсы, музыка к двадцати драматическим спектаклям
и т. д.). В общем, то была вполне удачно складывавшаяся карьера, сулившая немало творческих свершений.
И вдруг, в разгар ее, произошел крутой поворот. Во второй половине 1990-х Нестеров прекращает писать музыку и полностью переходит на административную работу. Кардинальные перемены в жизни страны пробудили в нем дремавшую до поры до времени тягу к непосредственному практическому действию в новом социально-экономическом пространстве. Человек смелый, как говорится, «рисковый», он ринулся в далеко не безопасное море бизнеса, согласившись с предложением А. П. Петрова возглавить петербургский Музыкальный фонд. После трагической гибели его предшественника на этом посту композитора Геннадия Шумилова многие коллеги считали самоубийственным решение Нестерова. Но он пошел против течения. И победил.
Именно тогда, в достопамятном 1994-м, началась наша параллельная трудовая деятельность в руководстве Союза композиторов и Музфонда. Пять раз мы переизбирались на свои должности, последний — в апреле текущего года. Совместная работа сблизила нас так, как никогда ранее. Попытки отобрать правдами и неправдами собственность у Музфонда следовали одна за другой, и понятие «бандитский Петербург» для Нестерова означало отнюдь не название телесериала. Жизнь и судьба его порой висели на волоске, но сильнейшее стратегическое мышление, умение предвидеть, действовать и кнутом, и пряником помогли Александру Сергеевичу справиться и преодолеть этот тяжелейший период. В 2000-е начался медленный, но неуклонный подъем, который почувствовали все коллеги Нестерова. Ремонтировался Дом творчества «Репино», был приведен в порядок Дом музыки на Старо-Петергофском, сдача обновленных помещений которого в аренду стала приносить стабильный доход. Главное — наши композиторы и музыковеды почувствовали, что родной Музфонд всегда готов прийти на помощь. Помню, как темпераментный Саша «заводился» от обуревавших его эмоций, знакомясь с очередной просьбой о материальной помощи от коллег, имевших копеечные долги по прокату музыкальных инструментов и десятилетиями не плативших их. Но, побушевав, Нестеров никогда и никому не отказывал, понимая, что отечественная «рыночная» экономика скорее убьет творца, чем протянет ему руку помощи.
Вершиной, кульминацией жизни Александра Сергеевича как руководителя Музфонда стала, конечно, эпопея (иначе не скажешь) по приобретению в собственность земельного участка Дома творчества. Даже матерые «акулы» бизнеса не верили в то, что беспомощные и неприспособленные к реальной жизни музыканты смогут получить в свое распоряжение шесть гектаров бесценной земли на берегу Финского залива. Оказалось, что могут. Потому что вел всю эту кампанию Александр Нестеров, с помощью квалифицированных юристов добившийся положительного результата. Тогдашний губернатор города Валентина Ивановна Матвиенко, вручая соответствующий документ руководителям Союза композиторов и Музфонда Санкт-Петербурга, сказала: «Вы понимаете, ЧТО вы получаете от государства?» И услышала четкий ответ: «Не только понимаем, но и думаем о том, как правильно воспользоваться нашим достоянием». Этими думами Александр Сергеевич жил все последние годы, когда давление государства стало принимать порой не просто жесткий, а жестокий характер. Пришлось постоянно искать выход из то и дело возникавших критических ситуаций. Стресс стал континуумом, что отнюдь не прибавляло здоровья Нестерову. Конечно, его главной опорой была семья. Немало претерпев в личной жизни, он обрел свое счастье в лице жены Инессы, сыновей Артура и Никиты, не забывая заботиться и о судьбе старшего сына Сергея.
Александр Нестеров был истинным деятелем, творцом, к чему бы он ни прикасался, чем бы ни занимался. И память о нем навсегда сохранится и в рукотворных делах его, и в душах всех тех, кто знал этого замечательного человека.
Владимир ГУРЕВИЧ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 8 (169), сентябрь 2019 г.
Источник:
https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Y6xqC
| ![]() ![]()
С 12.09.2022 20:20:00 по 04.04.2023 21:20:00 «Пётр и Александр — небесные покровители Российской империи»
С 10.10.2022 16:50:00 по 05.04.2023 17:50:00 «Ночь, улица, фонарь, аптека...» С 06.12.2022 10:30:00 по 06.06.2023 11:30:00 «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» С 21.12.2022 12:40:00 по 16.04.2023 13:40:00 «Когда зеркало зеркалу снится» С 22.12.2022 11:50:00 по 23.04.2023 12:50:00 «Культурный код. Каверин 2.0» С 24.12.2022 09:20:00 по 04.04.2023 10:20:00 Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX и XX веков С 18.01.2023 16:10:00 по 18.06.2023 17:10:00 «Артерии Победы» |