Памяти А. Г. Асламазова (1945–2020)

18 Сентября 2020

Памяти А. Г. Асламазова (1945–2020)

8 июля после тяжелой продолжительной болезни скончался композитор Александр Геворкович Асламазов. Ушел из жизни одаренный творец, яркий представитель и продолжатель славных традиций великой петербургской композиторской школы, талантливый новатор в области поисков выразительных средств и современного музыкального языка. 

Александр родился в 1945 году во Владикавказе. Окончив местное музыкальное училище, он завершил высшее профессиональное образование (в классе профессора Ореста Евлахова) в стенах Ленинградской консерватории в 1969 году. Вступил в 1974 году в состав Ленинградского отделения Союза композиторов СССР. В течение многих лет работал как редактор в крупнейших отечественных издательствах — «Советский композитор» и «Музыка», где в начале 1970-х годов явился инициатором и составителем вышедших в свет сборников под названием «Современная фортепианная миниатюра». В них, помимо забытых сочинений российских авторов, опубликовано множество пьес зарубежных композиторов авангардного направления.* 
Творческое наследие композитора составляет около пятидесяти сочинений, среди которых — различные жанры оркестровой музыки (две симфонии, Поэма, Скрипичный концерт), вокальные циклы (блоковский, цветаевский и так называемый армянский), камерные инструментальные опусы (сольные сонаты, ансамблевые пьесы), миниатюры для детей и юношества… Александр был очень самокритичным и требовательным по отношению к собственной музыке (равно как и к ее исполнителям), и это — одна из причин того, что творческий процесс нередко был поистине мучительным. 
И главное здесь заключалось в нежелании автора следовать по «проторенным дорожкам», в стремлении избежать клишированных стандартов. 
Будучи не слишком склонным к рассуждениям о собственной музыке, Александр все же однажды очень точно сформулировал свое эстетическое кредо: «Проблемы техники, стиля, формы и других компонентов композиторского творчества целиком подвластны таинству музыки как самозарождающейся и самоорганизующейся структуры. Моя задача — не навредить, не помешать этому таинству осуществиться». И композитор зачастую искусно воплощал иллюзию таинства. При прослушивании его сочинений нередко возникало чувство спонтанности и самопроизвольности рождения музыки, но, вместе с тем, не покидало и ощущение строгого контроля разума. И в этом заключается еще одна очень важная и своеобразная черта композиторского стиля Асламазова. А основой его естественно стали такие компоненты, как мелодика, индивидуально преломленные тембральность и ритмика в их различных взаимоотношениях. Так, протяженной медитативной монодийности противопоставляются прихотливые узорчатые арабески; натуральные тембры часто комбинируются с экзотическими и электронными; богато и разнообразно используются ритмические формулы, что, например, наглядно демонстрирует фортепианная пьеса с характерным названием «Пульсация ритма» (1977). Среди множества инструментов у Александра был свой излюбленный — кларнет (во многом это обстоятельство обусловлено многолетним творческим сотрудничеством композитора с петербургским кларнетистом Григорием Волобуевым). Для этого инструмента были созданы три сольные сонаты (1985/1993), «Плач» (1985) и ансамблевая композиция «Голос» (1991). Велика его роль и в одной из самых знаковых «визитных карточек» композитора — 
в цикле «Из армянской лирики» для баритона и двух кларнетов (1974), сочинении ярком и впечатляющем. Исполнительские возможности этого духового инструмента композитор использовал очень широко, сочетая его природные качества с новыми необычными приемами. Своей образностью и выразительностью выделяются два вокальных цикла Асламазова на стихи А. Блока (1980) и М. Цветаевой (1984). Эмоциональный накал и виртуозность отличают Большую сонату для фортепиано (1980), в свое время с блеском исполненную Габриэль Тальрозе. Этапным и, пожалуй, наиболее масштабным во всех отношениях сочинением является Вторая симфония (1985), дважды с успехом прозвучавшая в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, а затем исполненная в США и Южной Америке. Для всех этих произведений типична еще одна особенность художественного мышления Асламазова — претворение родного ему армянского мелоса в сочетании с русским фольклором и достижениями западноевропейского авангарда.
Прожив нелегкую жизнь, Александр был по существу свободным художником. Став в последние годы практически отшельником поневоле, он остро ощущал свое одиночество, что, вкупе с настигшими физическими недугами, привело к погружению в православную духовную музыку и к освоению новых для него жанров. В этот период он создал немало хоровых композиций, несколько из которых исполнялись на богослужениях. И в этой области творчества Александр старался избегать тривиальной схоластики, пытался освежить строгие церковные каноны.
К счастью, почти все его основные сочинения опубликованы в России, а некоторые из них — за рубежом (в США, Англии, Германии). Тем самым они стали достоянием многих исполнителей, исследователей и просто любителей музыки. Отрадно отметить растущий международный интерес к творчеству Асламазова. Об этом свидетельствуют резонансные исполнения его произведений как в России, так и на концертах и фестивалях в Швеции, Польше, Югославии, США… Растущий профессиональный авторитет Александра подтвержден опубликованием Международным биографическим центром в Кембридже сведений о нем в трех престижных справочниках. От него ждали новых сочинений, но, увы, судьба распорядилась иначе…
Александр Асламазов погребен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище. Отечественное музыкальное искусство потеряло одного из своих очень ярких и значительных представителей. А мы — его коллеги и друзья — лишились не только талантливого музыкального творца, но и замечательного человека, верного товарища. Его прекрасная музыка навсегда останется с нами. Мир праху его.
Григорий КОРЧМАР
Фото предоставлено автором.
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 8 (180), сентябрь 2020 г.

* Многие фактические сведения почерпнуты из авторского буклета композитора.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~PA2Wu