Отзыв зрителя

Фото: Мария Ковалёва

Фото: Мария Ковалёва

1 Октября 2020

Отзыв зрителя

Я, Любовь Новикова, бывший завлит «Ленконцерта», пресс-секретарь ТЮЗа при З. Я. Корогодском, а ныне пенсионерка, была под большим впечатлением от премьеры спектакля Театра музыкальной комедии «Жар-птица. Песни о войне». 

Впрочем, сомнения одолевали: что нового можно сказать о пережитом ленинградцами времени блокады, найдет ли театр что-то важное в понимании тех горьких дней, о чем и как сегодня нужно говорить со зрителем на тему войны? Скажу сразу, сомневалась напрасно.
Режиссер Филипп Разенков нашел необходимый современным зрителям ракурс: сближение и соединение людей разных поколений через присущую всем человечность. Включая нас в поток переживаний ленинградского парнишки и девушки, в которых до последнего мгновения не гаснет светлая жизненная сила любви, позволяющая сохранять достоинство, режиссер ведет нас к пониманию того, что именно и прежде всего человечность в людях есть неистребимая основа бытия. Она сильнее голода и смерти, она одаряет нас способностью мыслить, любить и находить повод радоваться жизни даже в кромешных потемках жестоких обстоятельств. 
Очень важной в такой интерпретации становится игра актеров, наполненная их личным душевным переживанием, естественным и органичным. Необходима выразительность сценической формы, рожденная из понимания и приятия своеобразия характеров персонажей, требующая от исполнителей точности и конкретики существования. Не у всех работавших над спектаклем это получилось. Наиболее успешными в решении такой простой и одновременно сложной задачи стали артисты Виктория Мун и Виталий Головкин. Ожившая в их исполнении поэма ленинградского поэта Геннадия Алексеева и композитора Александра Колкера вернулась на театральную афишу Петербурга.
Следуя канве, вытканной режиссером, Виктория Мун создает живой оригинальный характер. Ее солнечная Жар-птица словно летит по миру, украшая его легкими красками фантазии, согревая трепетом любви, юмором, жизнерадостным оптимизмом. Вот она кружится по набережной, вот искренне открывается первой любви, воодушевленно включается в игру солнечными зайчиками, лепит из воздуха и солнечного света воображаемые шары, перекидывает их возлюбленному, вместе с ним весело и лукаво облекает сказочностью родной город — и все это легко и обаятельно. Но вот она уже провожает любимого на войну. Не в силах принять всю жестокость неожиданного расставания, бежит, летит за его вагоном, отчаянно сопротивляется неотвратимому, посылая вслед последнюю улыбку и воздушный поцелуй. В этом ее неумелом, упрямом сопротивлении надвинувшейся беде, в детской беззащитности перед нею — 
щемящая трогательность, которая не может не вызвать сочувствия. Наверное, так переживают беды только Жар-птицы. Они в любых обстоятельствах жизни не теряют человечности. Такие Жар-птицы не умирают — они улетают, когда земля становится адом. Обывателю, разменявшему свою жизнь на мелочную суету, их не понять.
Вот такую Жар-птицу дарит нам Виктория Мун. Надолго остается в памяти ее голос, выразительный, проникновенный, красивого тембра, как будто и впрямь поет сама сказочная Жар-птица.
Музыкальная часть спектакля — его несомненное украшение. Превосходная музыка Александра Колкера, оркестр под управлением Андрея Алексеева, хор, солистка театра Наталья Савченко в ролях Смерти и Жизни, на мой вкус, очень хороши. 
Надо сказать, что и актер Виталий Головкин прекрасно воплощает замысел режиссера. Он строит образ своего персонажа как будто из глбин собственной души, искренне и органично проживая все этапы нелегкой мужской судьбы. Мы видим его восхищенным близкой ему по духу девушкой, нас покоряет трогательная нежная забота о любимой, выраженная в отрывках фронтовых писем, он словно стоит перед нами — мужественный защитник, воин, солдат, беспощадный к врагу и тяжко рыдающий из-за утраты своей Жар-птицы. Партнерский дуэт Виктории Мун и Виталия Головкина обеспечивает успех постановки — на что, очевидно, и рассчитан был режиссерский проект.
Впечатления от спектакля, несмотря на всю трагичность истории и ком слез в горле, остаются светлыми, возвышенными. Влюбляют в себя герои спектакля, с ними жаль расставаться. Хочется так же любить, творить, восхищаться нашим городом, людьми, живущими в нем, и, несмотря на все нелады, конфликты, испытывать радость просто от того, что все живы и жив город, освященный поколениями его созидателей и защитников. Думается, это самый ценный результат работы театра. Идите и причаститесь вместе с театром святому времени ленинградской блокады. Влюбляйтесь в людей, переживших ее или оставшихся в ней, верьте в бессмертие их душ. Все ушедшие — 
рядом, они — в нас, среди нас, навсегда с нами.
Любовь НОВИКОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 9 (181), октябрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~6clIC