Отзвуки театра

Фото: Дмитрий Акулыцин

Фото: Дмитрий Акулыцин

3 Марта 2019

Отзвуки театра

10 февраля исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося ленинградского драматурга Александра Володина. Широкой публике это имя известно меньше, чем замечательные фильмы по его пьесам — «Пять вечеров», «Осенний марафон». Одних их было бы достаточно для того, чтобы имя их создателя вошло в историю отечественной культуры. Но в портфеле драматурга была пьеса, пожалуй, центральная в его творчестве, испытавшая многочисленные переделки и редакции. Прежде всего потому, что практически сразу после публикации была запрещена к показу.

И по сей день она остается недооцененной. В различных постановках принижается ее пафос, вымарываются главные мысли, мизансцены низводятся до буффонады и балагана. Между тем это трагедия шекспировского масштаба, и главная тема ее — сила как источник власти, сила, уничтожающая человеческое начало в каждом, кто прикасается к ней, — остается актуальной поныне. Мало кто отваживается представить пьесу именно так. Среди немногих смельчаков — режиссер Зоя Журавлёва и коллектив студенческого театра Музыкально-просветительского колледжа имени Б. И. Тищенко, показавшие музыкальный спектакль «Две стрелы» на закрытии международного фестиваля русского искусства «Петербургская осень».

Театр… Что такое театр? Игра? Забава? Развлечение? Занятное времяпрепровождение?
Играют люди…
Театр — зачем он? В чем его смысл? Моделировать человеческие отношения. Драматург пишет пьесу с задачей показать человека в разных ситуациях, с тем чтобы зрители могли примерить их на себя, пережить их как настоящие, и эти переживания остаются надолго в памяти, заставляя ум ставить непростые жизненные вопросы и искать на них ответы.
В конце минувшего года в петербургском Доме журналистов состоялся спектакль студентов Музыкально-просветительского колледжа им. Б. И. Тищенко «Две стрелы» по мотивам одноименной пьесы Александра Володина. Событие негромкое на фоне культурной панорамы громадного города, но знаковое во многих отношениях. Во-первых, оно стало первым событием, приуроченным к 100-летию драматурга и недавно прошедшему 50-летию пьесы, получившей авторский подзаголовок «детектив каменного века», многих постановщиков продолжающий ввергать в соблазн делать из текста нечто легковесное, развлекательное. Между тем, если вдуматься, ничего легковесного в этой пьесе нет. Напротив, даже когда текст провоцирует зрителя усмехнуться, хочется напомнить гоголевское: «Над чем смеетесь? Над собою смеетесь!» Во-вторых, создание полноценного музыкального спектакля дело непростое даже для профессиональной труппы. А студенческий коллектив единственного в нашем городе вечернего музыкального колледжа для взрослых объединил очень разных людей, разного уровня профессиональной подготовки в искусстве, представителей различных профессий, зачастую весьма далеких от музыки и театра, которые продолжают трудиться, одновременно осваивая азы музыкального и сценического мастерства.
Главное же во всем этом — сам спектакль. Это рассказ о доброте и бессердечности, честности и предательстве, гордыне и смирении, властолюбии и жертвенности, трусости и мужестве, цинизме и чистоте. О любви к людям, кем бы они ни были, любви к своему краю и просто о любви, всегда выигрывающей, даже ценой жизни, битву за человеческое в человеке.
В разыгрываемом спектакле режиссерские задумки реализуются в живом потоке событий, и ответственность за логичность, естественность его смыслового и эмоционального напряжения лежит уже больше на исполнителях. Но спектакль не может сладиться сам по себе, как не может сам собой вырасти прекрасный сад или парк без архитектора-садовника. И не важно, что «декорации», «костюмы» и «реквизит» были созданы из подвернувшихся под руку почти случайных вещей… Есть чувство благодарности за правдивую интонацию, рельефность и попадание типажей в «свою шкуру», подлинность сценической жизни. Отсюда — наши неослабевающие аплодисменты и огромное спасибо за самоотверженный труд режиссеру спектакля — Зое Журавлёвой!
Звучание спектакля, начавшись с пролога-«настройки» в исполнении живой скрипки (выпускница колледжа Марина Корсакова), далее подхваченного фонограммой, сплетаясь со звуками слов сценической речи, стало силой, задающей ноту щемящую или тупую и варварскую, архаическую или современную трогательную в ариях героев или подчеркивающую подтекст происходящего, предвосхищая события или сопровождая и резюмируя их, становясь то фоном, то главным действующим лицом. Музыка Михаила Журавлёва обволакивала, проникала, страдала, глумилась, пугала и утешала, надеялась и просветляла — и несла на себе корабль спектакля, организуя и цементируя его форму.
Спектакль задел за живое, пробудил в людях здравый смысл, неприятие зла, порядочность, умение ладить с собой и с другими, нестяжательство, бескомпромиссность в поисках правды. Всё в нем работало на то, чтобы сеять «разумное, доброе, вечное»…
И карикатурно-шаржированный, отчего еще более страшный, образ Красноречивого в исполнении студента Леонида Плетнёва как символ неистребимого властолюбия, отчуждающего человека от его родовой сущности. И брутально прямолинейный образ воплощенной силы (Человек Боя) в исполнении студента Александра Морозова. И пронзительная магия пробуждения человеческого начала в «маленьком человеке», изначально забитом и бесправном, но посмевшем бросить вызов Системе Зла (Долгоносик в великолепном исполнении студента Романа Зонова). И риторически пронзительный вопрос главной героини спектакля (в роли Черепашки Софья Журавлёва), обращннный в зал уже после того, как маховик трагедии завершил свою страшную работу со всеми действующими лицами: «Люди! Будем ли мы когда-нибудь жить по-человечески? Ведь мы же люди! Люди…» Спектакль посеял очень важные для жизни человеческой зерна в душах всех участников — и создателей спектакля, и зрителей. И зерна эти прорастают и дают плоды.
Михаил ОГОРОДНОВ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~XcYIh


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента»
С 19.05.2022 19:10:00 по 04.10.2022 20:10:00 «Первые биографы Блока. Мария Бекетова» и «Первые биографы Блока. Корней Чуковский»
С 27.05.2022 22:50:00 по 23.10.2022 23:50:00 «Люблю тебя, Петра творенье…»
С 30.06.2022 11:20:00 по 23.10.2022 12:20:00 «Театр балета Эйфмана. Только любовь»
С 19.08.2022 09:10:00 по 10.10.2022 10:10:00 «Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII-XX веков»
С 25.08.2022 22:20:00 по 11.10.2022 23:20:00 «Краски города»
С 06.09.2022 16:30:00 по 07.10.2022 17:30:00 «Житель осажденного Ленинграда»