Ответ рецензенту

2 Ноября 2020

Ответ рецензенту

Новатор или консерватор?

Прежде всего хочется понять место музыки Дмитрия Жученко в современном звуковом мире. Для начала определимся с термином «неоклассика» (важно не путать с неоклассицизмом начала XX века). Сейчас этим модным словечком называют множество разнообразных по стилю явлений в музыке. Неоклассика — это и кроссовер, то есть аранжировки классической музыки с использованием ударной установки и электронных инструментов (яркие представители — Ванесса Мей и Давид Гарретт); это и композиторы, подобные Людовико Эйнауди, которые используют музыкальные средства академической музыки, от барокко до романтизма, но вносят в них ритмические и гармонические элементы поп-музыки, рока и джаза. В большинстве случаев музыканты, работающие в этом стиле, профессионально образованны, виртуозно владеют музыкальными инструментами. Но, несмотря на это, классикой в высоком понимании слова многие произведения этого направления назвать нельзя. По-моему, это все-таки поп-музыка, хотя и профессионально сделанная.

Дмитрий Жученко имеет консерваторское образование. Успешно сотрудничает с музыкальными театрами, им создано около двадцати музыкальных спектаклей. Есть в его багаже также концерты, фортепианные циклы, хоры и романсы, сочинения для разнообразных камерных составов. Его музыка всегда образна и пластична, по преимуществу программна. Новое детище Дмитрия — Ансамбль Дмитрия О. Жученко — безусловно, находится в русле неоклассики. 
Игорь противопоставляет музыку Дмитрия концептуализму академической традиции. Здесь нужно отделить музыкальный язык и инструментальный состав ансамбля. Безусловно, Дмитрий владеет оркестром и с радостью писал бы симфонические полотна. Но увы, в наше время каждый автор зависим от коммерческого успеха своего предприятия. Большие оркестры исполняют востребованную публикой классику. Современный автор лишен такой возможности, ни один дирижер не рискнет исполнить новое сочинение без гарантированной оплаты работы оркестрантов и аренды зала. Именно отсюда преобладание камерных составов в музыке современных авторов, а вовсе не из-за «слома системы», как утверждает Игорь. 
По языку же музыка Ансамбля Дмитрия О. Жученко опирается на широкий спектр интонаций и гармоний, звучащих в современном звуковом пространстве. Это и барочные гармонические секвенции, и этнические мотивы (от русской протяжной, кавказских напевов, итальянских мелодий, до экзотических персидских, китайских). Это и ритмические сбивки джаз-рока, и блюзовые интонации и басовые остинато, как в рок-музыке. Это и минималистские приемы развития. Но все это многообразие не становится пестрым попурри, а сплавляется, и возникает оригинальный стиль автора, всегда узнаваемый. 
В конце ХХ века академическая музыка стремилась к чистоте стиля, композиторы боялись обвинения во вторичности. Часто такие страхи приводили к обеднению интонационного строя музыки, ведь каждая живая интонация «что-то напоминает». А именно в этом секрет эмоционального отклика человека на музыку. Эмоционально реагируем мы тогда, когда узнаем и понимаем интонацию. 
Музыка Дмитрия всегда безупречна по форме, а интонационно образна и эмоциональна. Она встречает отклик в сердцах неискушенных слушателей, так как искренна, мелодична, но и знатоки всегда находят для себя изысканные детали в мотивном развитии, инструментовке, которыми они могут насладиться.
Новатор Дмитрий или консерватор? 
С точки зрения академистов, он абсолютный консерватор, так как никогда не использовал алеаторику, додекафонию и другие «современные» композиторские техники (кавычки из-за того, что возникли они уже давно). 
Но все же он и новатор, потому что умудряется в простой и понятной форме вкладывать в свои простые на первый взгляд программные пьесы очень глубокое философское содержание. Новаторством является также смелость, честность, с которой он идет своей дорогой в искусстве, не оглядываясь на критиков, голоса которых в последнее время стали почти не слышны. 
Елизавета СМИРНОВА, музыковед
Фото из личного архива композитора.
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 10 (182), ноябрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~5gwl4


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента»
С 19.05.2022 19:10:00 по 04.10.2022 20:10:00 «Первые биографы Блока. Мария Бекетова» и «Первые биографы Блока. Корней Чуковский»
С 19.05.2022 20:50:00 по 04.09.2022 21:50:00 «Вигилиус Эриксен – портретист императрицы. К 300-летию со дня рождения»
С 27.05.2022 22:50:00 по 23.10.2022 23:50:00 «Люблю тебя, Петра творенье…»
С 08.06.2022 13:30:00 по 25.08.2022 14:30:00 Именем Петра
С 16.06.2022 13:30:00 по 13.09.2022 14:30:00 «Русское лоскутное шитье»
С 16.06.2022 14:50:00 по 13.09.2022 15:50:00 «Русское лоскутное шитье»