Открытый лекторий, апрель, 2019

Фото: пресс-служба театра

Фото: пресс-служба театра

4 Апреля 2019

Открытый лекторий, апрель, 2019

От частушки до рэп-батла
Очередная лекция цикла «Эпоха просвещения» в БДТ затрагивала, кажется, самую актуальную сегодня тему. Речь шла о свободном высказывании, о возможности публично говорить всё, невзирая на возраст, пол, социальный статус. В наше время жанром, в котором можно бросить не самые приятные слова в лицо противнику, стал рэп-батл. Его предшественником, близким и по форме высказывания, и по функциям, является частушка.

Фольклорист и антрополог Светлана Адоньева занимается частушками давно. Она постаралась дать слушателям представление и о явлении в целом, его восприятии в разное время, его трансформациях, и о том, что такое частушка в повседневной жизни. Иллюстрациями стали воспоминания фольклористов, кадры из фильмов 1930-х годов, когда и режиссеры, и актеры еще хорошо представляли себе, что это такое, экспедиционные записи самой Адоньевой.
У исследователей начала ХХ века частушка вызывала противоречивые чувства. Чаще всего ее считали песенной формой городских окраин, привнесенной в деревню из города. Но уже тогда собиратели слышали в коротких припевках протестные высказывания «угнетенной части общества». В начале 1920-х частушка, заполонив улицу, проникла на сцену, стала одной из самых массовых и одновременно не самых симпатичных фольклорных форм. Ее хлесткий, «с перчиком» язык воспринимался как низовой — площадной, вульгарный.
В следующем десятилетии она подвергалась гонениям и пристальному «рецензированию»: за короткий стишок, как и за анекдот, людей отправляли на каторгу. Зато прошедшие этот фильтр, приглаженные и «причесанные» куплеты получили пропуск на самодеятельную сцену. Каждый «народный» хор обязательно имел в репертуаре частушки: это вереница веселых куплетов, в которых иногда как бы пунктиром намечаются какие-то истории о «милёночке-ягодиночке», «дроле», мамаше, иногда подружке... В своей новой жизни концертные «припевки», как и те куплеты, которые печатались в фольклорных сборниках, больше напоминали старые фотокарточки или краткую стенограмму события остававшегося за кадром: непонятно было, кто и зачем пел эти незамысловатые песни.
В традиционном обществе частушка была одной из важнейших коммуникативных форм, направленных на преодоление страха, стресса, на выправление ситуации, в которой «что-то пошло не так». Выглядящая как игра на грани веселья и непристойности, открытости/закрытости, она имела свои правила. Частушка позволяла обозначать болевые точки, будь то невнимание понравившегося парня или девушки, измена любимого, нелады в колхозной жизни. Она обращала на проблему общее внимание, а значит, была направлена на ее преодоление.
Сегодня еще можно услышать частушки-диалоги в Приморском парке, но мы видим, как их место в коммуникации занимает другой жанр, не менее безжалостный и открытый. И если тексты нынешних батлеров отредактируют, подправят и будут распевать на концертах, можно не сомневаться, что их место недолго останется пустым: пока есть проблемы, люди будут находить способы говорить о них.

Когда японцы кланяются
Какие ассоциации вызывает у вас Япония? — цветущая сакура, изысканные рисунки тушью на рисовой бумаге, театры Но, Кабуки, трехстишия хокку, миниатюрные резные фигурки нэцкэ… — экзотический ряд может длиться долго. В него войдут детали одежды, боевые искусства, элементы декоративного убранства дома, покемоны, города и острова, имена японских писателей и режиссеров. Однако по-настоящему экзотикой в Стране восходящего солнца оказывается ее повседневность. Лекция филолога, востоковеда Сергея Булацева в рамках программы «Эпоха просвещения» в БДТ была посвящена самым, казалось бы, будничным вещам — этикету общения. Этикету как искусству.

Поклон — один из важнейших элементов японского этикета. Японское слово «рэй» одновременно переводится как «поклон» и как «вежливость», «этикетная норма». Когда японцы кланяются? Когда входят в помещение или выходят из него, когда встречаются, знакомятся, обращаются к кому-либо, прощаются и даже когда просто говорят с кем-либо по телефону. Поклон — первое, что начинает усваивать японец. Дитя, привязанное к спине матери, фактически вместе с ней совершает многочисленные ритуальные поклоны. А когда мать держит кроху на руках, то легонько нагибает его головку, когда в комнату входит отец, старший брат или гость. Сотни, тысячи поклонов в день.
Кланяться учат в школе, где есть специальные уроки этикета, — с первого по девятый класс. Здесь важны все детали: правильное положение ног, живота, подбородка, правильный угол наклона (есть легкий и глубокий поклон, стоя или сидя и т.п.). Самое главное — правильное внутреннее состояние, направление мыслей и умение передать их, выразить движениями. Кроме поклонов на уроках этикета учат ходить и садиться, заворачивать подарок и подносить его, укладывать подушку для сидения, открывать раздвижные панели.
Жизнь японца вся без остатка находится в сфере ритуального поведения. Вот знаменитая чайная церемония: величавый старец наливает специальным черпаком немного воды, взбивает заварку специальной кистью, наполняет пиалу. Его движения, легкие и непринужденные, на деле оказываются сложным ритуальным рисунком. Пиала поставлена, а потом как бы слегка передвинута и повернута — оказывается, так подан сигнал, что напиток готов и его можно передать гостю.
Хранение традиции — одно из важнейших правил японцев. Оказавшись в открытом мире, они продолжают строго следовать прежним нормам. Путешествующий японец — несет Японию в себе, в каждом своем движении и как будто остается дома, охраняемый этими ритуалами.
Вот выстраивается ряд лучников. Стрелы далеко не всегда достигают цели, но здесь важна не внешняя цель. Постановка ног, поворот головы — лучники двигаются, совершая одинаковую серию движений, в чем-то напоминающую биомеханику Мейерхольда. Стрельба, как и другие знаменитые японские искусства — чайная церемония, айкидо, икебана, каллиграфия, выступает хранителямьницей традиций. Каждое из них — часть знаменитого пути, совершаемого не столько внешне, сколько внутри себя.
Евгения ХАЗДАН

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~DR53H