От Года русского балета к Году театра

27 Декабря 2018

От Года русского балета к Году театра

13 декабря стало знаменательной датой в культурном календаре нашего города. Именно в этот день в Петербурге одно за другим произошли события, символически связанные друг с другом: мы отдали дань уважения и благодарности уходящему 2018 году — Году русского балета — и с трепетным волнением заглянули за кулисы наступающего 2019-го — Года театра.

Завершающийся Год русского балета, приуроченный к 200-летию со дня рождения гениального хореографа Мариуса Петипа, подарил нам немало ярких событий, связанных с историей этого удивительного вида искусства. Поэтому неслучайно своего рода подведением итогов стала презентация уникального двухтомника «Мариус Петипа. Танцемания», изданного в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства. На протяжении полутора лет творческий коллектив во главе с Н. И. Метелицей, директором музея и автором идеи, работал над созданием этого энциклопедического — по характеру представления материала — альбома. Первый том посвящен прижизненным постановкам балетов М. Петипа («Эпоха Петипа»), второй — хореографическому наследию мастера в XX–XXI веках («После Петипа»). В каждом томе — более 200 иллюстраций. Большая часть информации публикуется впервые, многие иллюстрации были переаннотированы, поэтому книга будет полезна для всех, кто интересуется историей балета, — как почитателей, так и профессионалов. Создателям (авторы-составители Н. И. Метелица и О. З. Плахотная) удалось соблюсти баланс между воздушностью балетного искусства и фундаментальностью исторических данных: вступительная статья В. Гаевского проникнута духом Мариуса Петипа, а за безупречность информации отвечает научный редактор Н. Н. Зозулина. В альбом вошли статьи В. Гаевского, английской исследовательницы Дж. Притчард, французского театроведа М. Кана, доцента академии русского балета им. А. Я. Вагановой — О. Розановой. Ведущие российские и западные балетоведы и историки рассказывают о наследии основоположника русской балетной школы. Гордость редакционного коллектива — богатейший иллюстративный материал: эскизы костюмов и декораций, коллекция снимков фотоателье Императорских театров, подлинные сценические костюмы легендарных премьер «Спящей красавицы» (1890), «Пробуждения Флоры» (1894), Лебединого озера» (1895), «Баядерки» (1877). Важно, что альбом издан на трех языках: на французском — таким образом авторы выразили уважение к стране, в которой родился мастер; на русском — языке страны, в которой он обрел всемирную славу, и на английском — международном языке общения. Изданием уже заинтересовались за рубежом. Книга «Мариус Петипа. Танцемания» — это своего рода дань памяти великим мастерам балета. Она заставляет задуматься о творчестве, отношении к художникам в широком смысле этого слова в разные, особенно переломные, исторические моменты, таланте и личности.
Н. И. Метелица на вопрос, как родилась идея альбома, ответила: «Наш музей в мире — один из лидеров. Мы должны были сделать что-то грандиозное и мощное. Думаем глобально, не замыкаемся на своих коллекциях. Мы сделали великое дело. Я горжусь нашим музеем. Мы знаем цену себе, нашей культуре российской и нашей коллекции!» Музей действительно уникален синтетичностью коллекции – музыкальной и театральной. К сожалению, по мнению Н. И. Метелицы, в мире его знают лучше, чем в Петербурге. Однако те, кто любит театр, приходят сюда часто. Здесь есть на что посмотреть и чему удивиться.
Напомним, что в целях дальнейшего развития театрального искусства 28 апреля 2018 года Президент России В. В. Путин подписал Указ № 181 «О проведении в Российской Федерации Года театра», который и был официально открыт 13 декабря во всех регионах страны. Торжественная церемония по этому случаю прошла в Российском театре драмы имени Ф. Волкова — первом профессиональном театре нашей страны. Выступая перед собравшимися, В. В. Путин отметил: «Я очень рассчитываю на то, что Год театра в России даст не только толчок в развитии театрального дела. Он поможет деятелям театра укрепить свои позиции в нашей стране, заявить их еще раз во всем мире и, конечно, даст возможность любителям театрального искусства в России насладиться тем творчеством, которое готовы презентовать нашему народу деятели театрального искусства».
Петербург по праву считается одним из самых театральных городов России. Он славится своими театрами — императорскими и камерными, драматическими и музыкальными, классическими и экспериментальными, студенческими, детскими, любительскими и профессиональными. Всего в нашем городе насчитывается более сотни государственных и негосударственных театров и театральных коллективов.
В Северной столице торжественная церемония открытия Года театра проходила в Санкт-Петербургском государственном театре музыкальной комедии. Гостей, среди которых были деятели культуры и представители администрации города, под звуки музыки встречали его артисты в вечерних туалетах.
Перед собравшимися выступил временно исполняющий обязанности губернатора города А. Д. Беглов. Он признался в любви к театру и отметил достижения петербургских коллективов. Так, в прошлом сезоне десять представителей нашего города стали лауреатами российской национальной театральной премии «Золотая маска». В Петербурге десять лет назад была учреждена театральная премия для молодых «Прорыв». Ее задача — поощрение и продвижение молодых профессионалов драматической сцены: как их самостоятельных творческих работ, так и работ, созданных в рамках государственных театров. «Золотой софит» (высшая театральная премия Петербурга), многочисленные фестивали и конкурсы — Северной столице есть чем гордиться! «Энтузиазм, творчество — это хорошо. Но театры надо поднимать», — сказал А. Д. Беглов. Он поблагодарил театральных деятелей за вклад в развитие культуры. В своем выступлении Александр Дмитриевич обратил внимание присутствующих на необходимость оснащения и ремонта театров, а также на обеспечение работой выпускников театральных вузов. С июня по ноябрь 2019 года в Петербурге пройдет центральное событие проекта — Театральная олимпиада, которая объединит десятки ведущих театров Европы и Азии.
«Год театра — это знаковое событие для культурной жизни нашей страны. Вы знаете, что в последнее время мы стараемся помогать не только нашим прославленным драмам, но и театральным коллективам в глубинке, муниципальным театрам, региональным, детским, кукольным. Мы активно поддерживаем гастрольную деятельность, вкладываемся в новые постановки, поддерживаем реконструкцию, ремонт, переоснащение театров по всей стране, пытаемся привлекать в театр новую аудиторию… Театр — это всегда живые эмоции, прямое общение зрителя, актера, режиссера… Мы очень хотели бы, чтобы Год театра стал для всех нас праздником… Давайте работать так, чтобы этот Год театра в положительном смысле запомнился нам на всю жизнь», — сказал в своем видеообращении министр культуры Российской Федерации В. Р. Мединский:
В следующем году Театру музыкальной комедии исполнится 90 лет. Этот прославленный коллектив работал в осажденном Ленинграде все 900 дней блокады.
Ю. А. Шварцкопф, генеральный директор театра, выразил благодарность городу за то, что торжественная церемония открытия Года театра в Санкт-Петербурге проходит не на императорских сценах, а в обычном городском театре. «У нас, наверное, все-таки хороший театр. Гастроли — это та лакмусовая бумажка, которая показывает, что мы идем правильным путем. Есть куда расти! Есть куда совершенствоваться! В петербургских театрах очень высокий творческий потенциал, и мы не забываем о той миссии, которой служит театр… Надеюсь, что целый ряд узелков, которые годами скапливались в культуре, в нашем городе и не в нашем городе, мы все вместе будем по чуть-чуть развязывать. С праздником!»
После официальной части публика смогла насладиться пленительной музыкой И. Кальмана, И. Штрауса, Н. Стрельникова, Ф. Легара, Е. Хуски, Р. Бенацки; чарующими голосами солистов театра (С. Лугова, А. Булгак, А. Лошакова, К. Мацкевич, Н. Савченко, К. Чепурнова, Р. Вокуев, Ф. Осипов, О. Ромашин, А. Штыков, О. Корж, А. Круковский); потрясающими выступлениями артистов балета. Коллектив театра во главе с музыкальным руководителем и дирижером А. Алексеевым подарил публике праздничное настроение и веру в предновогоднее чудо.
Уже в январе-феврале в нашем городе пройдут XVII международный фестиваль «Рождественская мистерия», церемония вручения Санкт-Петербургской независимой актерской премии имени Владислава Стржельчика, XII международный фестиваль моноспектаклей «Монокль», XV всероссийский фестиваль им. А. М. Володина «Пять вечеров», фестиваль молодых театров «Здесь и сейчас». И это еще далеко не все! Главное — ничего не пропустить.
С Новым годом! С Годом театра!
Ксения ТОКМАКОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~NsIFt