Осенние воспоминания о «Музыкальной весне»

5 Октября 2018

Осенние воспоминания о «Музыкальной весне»

Программа Пятьдесят четвертого международного фестиваля «Петербургская музыкальная весна» вышла насыщенной не только по составу авторов и исполнителей или количеству прозвучавших произведений. Последние годы все большее место в программах занимают сочинения ушедших мастеров.

Два вечера были полностью обращены в прошлое. В Доме композиторов звучала фортепианная музыка Люциана Пригожина, Бориса Архимандритова, Аркадия Агабабова, Юрия Корнакова, Георгия Фиртича и Георгия Портнова. Исполнявший произведения своих коллег Сергей Осколков назвал вечер строчкой из стихотворения Беллы Ахмадулиной: «Друзей моих прекрасные черты». Финальный концерт в Малом зале филармонии, озаглавленный «Лидеры», состоял из сочинений Андрея Петрова и Василия Соловьёва-Седого. Отдельные номера этих и других композиторов — данью памяти — появлялись и в остальных программах.
Минувшее звучало лейтмотивом книжных презентаций: памяти Ю. Корнакова посвящена книга «Юрий Корнаков в воспоминаниях современников» (2018), вышедшая к 80-летию композитора, отзвукам военного времени — поэтический сборник «Герценовский метроном: Война, блокада, победа в произведениях современных петербургских поэтов» (2017). Попыткой заглянуть в события еще более давних времен стали книги, представленные на конференции «Тайны прошлого и проблемы настоящего» — две новинки издательства «Композитор • Санкт-Петербург». Автор первой М. Г. Рыцарева предлагает по-новому взглянуть на Шестую симфонию П. И. Чайковского (Рыцарева М. Г. Тайна Патетической Чайковского (О скрытой программе Шестой симфонии). СПб., 2017); во второй Г. О. Корчмар делится своим опытом завершения неоконченных шедевров Баха, Гайдна и Моцарта (Корчмар Г. О. Тайны, унесенные с собой: Размышления композитора о неоконченных сочинениях великих Мастеров. СПб., 2017).
Углубление в прошлый, ХХ век придало фестивалю эпический размах, прочертив гигантскую временную перспективу. Программы, состоящие из сочинений различных эпох, требуют особо тщательной «сборки». Творцам новой музыки приходится так или иначе соотносить свои новые опусы с тем, что делали коллеги и десятилетиями ранее. Эта соразмеренность сродни отражению домов в каналах: где-то оно совершенно гладкое, и мы едва ли можем отличить нынешнюю музыку от произведений 1980-х — так ясно, во всех подробностях запечатлелись в ней архитектоника, гармония, мелодическая линия того времени.
В других случаях узнаваемые пропорции смещены и словно дробятся легкой рябью времени: мы узнаем в них знакомые жанры, артикуляционные приемы, свободно ориентируемся в их структуре.
Струны времени как бы намеренно спутаны: у недавно почивших коллег звучали сочинения последнего времени, тогда как у некоторых современных авторов — написанные десять, двадцать, даже сорок лет назад (иногда — в более поздней редакции). Они в свою очередь могли быть основаны на архивных записях — как, например, сюита Бориса Глыбовского «Новгородская память», в которой композитор обратился к русским народным песням в записи Е. Линевой. Удивительно ли, что в некоторых номерах мы слышим отсылки к творчеству кучкистов, сборникам М. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова, а арпеджированные аккорды в аккомпанементе напоминают о Боянах всех времен. Осовременивание материала идет через постепенную деконструкцию и через сведение последнего номера — молодеческого запева
«Во Кострине было городе» к ожидаемому финальному кластеру. Уже одно это сочинение как будто охватывает гигантский временной промежуток (или скорее передает романтическое представление о незапамятных временах, затверженное нами с середины XIX века) и как бы выводит день нынешний — из минувшего.
Обращение к музыкальному наследию прошлого — важная составляющая программ. Сохранение и бережное напоминание о лучших, любимых произведениях наших коллег становится залогом, что и музыка нынешнего поколения также продолжит звучать потом, вызывая в памяти сегодняшние времена. Но есть в этом плавном, поступенном развитии традиции черты не столь оптимистичные. Получаемые сопоставления далеко не всегда на пользу вновь создаваемой музыке, и это совершенно естественно: из запасников вынимаются уже проверенные временем полотна. Как выдержанное вино, они хранят пьяняще-насыщенный звуковой образ эпохи, которая еще не настолько далека, — и наша память невольно выступает на стороне этой музыки. Новому же еще предстоит утвердиться — не всегда первые исполнения бывают удовлетворительными, а порой сам автор видит необходимость переделок. Трудно предсказать, какие из этих сочинений будут востребованы через двадцать, через сорок лет.
При таком соотношении сил начинает казаться, что поколение ушедших было поколением титанов. В этом смысле название «Лидеры», выбранное для финального концерта, показательно: вся программа оказалась повернута в прошлое, и ведущими представлены фигуры, безусловно, масштабные, однако сегодня не открывающие новых путей.
Может быть, поэтому музыкальный язык многих «новинок» оказывается не нов. Дело даже не в использовании авангардных приемов, не в опробовании нестандартных взаимодействий музыкантов между собой или музыкантов и публики. Хрестоматийность, безликая одинаковость выразительных средств происходит во многом от того, что, создавая свою музыку, многие нынешние авторы также смотрят назад, ориентируются по вехам, установленным их предшественниками. Так удивительно ли, что вместо волны новой музыки перед нами по большей части повторение пройденного.
Взгляд в прошлое, акцент на нем сделали фестиваль «Весной-Воспоминанием», где в новом видишь прежде всего продолжение давней, незыблемой традиции. На всех премьерах словно лежит патина петербургской школы. Критику в этой ситуации остается, следуя непреложному «об ушедших —
или хорошо, или ничего», перечислить имена и поблагодарить исполнителей, иногда вставляя восторженные или глубокомысленные эпитеты. Мы с музейным благоговением перелистываем страницы былого, и все же не покидает надежда, что новая весна подарит нам «фестиваль открытий». Мы ждем появления новых имен, форм, неожиданных решений, свежих идей. Ждем перемен.
Евгения ХАЗДАН
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~0hrby