Оркестровые академии

Фото: Владислав Коновалов

Фото: Владислав Коновалов

10 Января 2020

Оркестровые академии

Концерт «Оркестровые академии», без сомнения, может быть назван самым торжественным из всех мероприятий Международной недели консерваторий в настоящем году: Концертный зал Мариинского театра вновь открыл свои двери консерватории и фестивалю. 

После приветственного слова директора фестиваля Л. Л. Волчек в первом акте концерта прозвучала мировая премьера произведения Сергея Михайловича Слонимского «Симфонический распев». Новинка, исполненная оркестром консерватории под управлением Алексея Васильева, просто не может кого-либо оставить равнодушным (кроме того, «Симфонический распев» посвящен Санкт-Петербургской консерватории!). Открывается сочинение каноном двух труб, они на forte проводят тему, которая еще не раз будет возвращена в том или ином виде. Начало задает тон всему произведению: после соло труб и присоединившегося к ним фагота (вторая тема) к инструментам классического оркестра добавляются балалайки, значительную роль получают ударные (в оркестровке безошибочно узнается почерк Слонимского). Характер вступления полностью соответствует общему плану произведения, контрасты и разного рода противопоставления — тембровые, эмоциональные, темповые, фактурные — охватывают все планы симфонической поэмы. Ее исполнение, без сомнения, стало интересным опытом для оркестрантов и слушателей.
После премьеры состоялся первый этап награждений. По случаю закрытия XIX Фестиваля были отмечены люди, благодаря которым он состоялся и продолжает высоко держать планку экстраординарного события. В числе награжденных были и автор произведения-премьеры, и музыканты-исполнители.
Второй фортепианный концерт ор. 102, непривычно жизнерадостный для позднего Шостаковича (в том же 1957 году была написана 11-я симфония), — произведение известное и любимое многими. Именно его исполнение стало музыкальной кульминацией всего вечера. Концерт был прекрасно сыгран оркестром, который после первого отделения и, вероятно, предчувствуя третье, играл с особенной отдачей. Солист Пётр Лаул порадовал органичной трактовкой фортепианной партии и прекрасным ее исполнением. Концерт прозвучал цельно, с необходимой долей сарказма, вновь напомнив 
о многогранности гения Д. Д. Шостаковича.
Финал вечера начался с торжественной церемонии. При стоячей овации под звуки фанфар диплом и мантия Почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории были вручены Юрию Симонову. Московский дирижер (бывший когда-то выпускником Ленинградской консерватории и учеником Н. С. Рабиновича) тепло поблагодарил организаторов и слушателей. Отрадно видеть, что консерватория продолжает возрожденную традицию присуждения почетного профессорского звания! 
После церемонии наш новый профессор встал за дирижерский пульт оркестра консерватории и подарил слушателям свое прочтение «Шахерезады» Н. А. Римского-Корсакова. Симфоническая сюита приобрела характер неторопливого повествования, утрированно медленное движение которого заставило всех нас искать в музыке новые грани (любуясь в это же время известной изобразительной мануальной техникой дирижера). Естественно, необыкновенная версия сюиты от Юрия Симонова не могла не вызвать отклик у музыкантов, которые разделились во мнениях. Многие услышали в «Шахерезаде» урок музыкальности и коллективной работы оркестра, но нашлись и те, кто оказался не готов к новаторской трактовке.
Зинаида СЛОБОДЗЯН
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 01 (173), январь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~UuvdA