Оперетта — навсегда!

Фото: Мария Ковалева

Фото: Мария Ковалева

2 Октября 2019

Оперетта — навсегда!

Если жанр оперетты определить одним словом — слово это будет радость. И именно радость третий год подряд дарит зрителям Международный фестиваль «Оперетта Парк» — совместный проект Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии и музея-заповедника «Гатчина». 

Впервые, помимо стен Иорданского фасада большого Гатчинского дворца, сценической площадкой стал Собственный сад — одно из излюбленных мест отдыха царской семьи. В программу фестиваля вошли «Баронесса Лили», «Графиня Марица» и гала-концерт с участием солистов Театра музыкальной комедии и европейских звезд. Каждый фестивальный день заканчивался официальным гимном «Оперетты Парк» — жизнеутверждающим маршем из оперетты «Фрау Луна» самого влиятельного опереточного композитора Германии Пауля Линке. Прорывающиеся сквозь грохот фейерверков слова: «Оперетта — навсегда! Да! Да!» не оставляли ни малейшего сомнения, что да, действительно навсегда.
Изящная и романтичная «Баронесса Лили» венгерского композитора Енё Хуски в постановке его земляка Аттилы Береша обрела новую жизнь в Собственном саду Гатчинского парка благодаря постановочной бригаде под руководством Аллы Семак. Оригинал был купирован так бережно, что неизбежные сокращения (спектакли фестиваля имеют строго определенный хронометраж и идут без антракта) никоим образом не повредили ни сюжетной канве, ни замыслу постановщика. 
Анна Булгак (Лили) и Тамара Котова (Кларисса) изумительно смотрелись в естественных природных интерьерах. Миниатюрная сценическая площадка, не ограниченная архитектурными «излишествами», подарила их прелестным голосам небывалую свободу. От исполнителей острокомедийных ролей близость к публике требовала определенной сдержанности и более мягкого рисунка роли. На высоте оказались Валентина Кособуцкая (Кристина), Елена Забродина (Агата), Павел Григорьев (Маломсеги), Иван Корытов (Фреди), помимо актерского мастерства продемонстрировавшие хороший вкус и чувство меры. 
Габор Миклош Кереньи адаптировал для уличного показа собственную режиссерскую версию кальмановской «Графини Марицы». Один из лучших спектаклей Музкомедии получил второе дыхание и был сыгран артистами с высочайшим эмоциональным накалом. Гатчинская «Графиня Марица», без преувеличения, стала бенефисом Натальи Савченко. Большое сопрано артистки то волновалось и негодовало, то струилось широкой серебристой волной. Охваченная страстью Савченко — Марица находилась во власти испепеляющего чувства, всем существом стремилась к воссоединению с Тассило. Ей под стать был Олег Корж — Тассило, тенор которого звучал особенно насыщенно и выразительно. Обаятельный Зупан Владимира Яроша составил прекрасную пару трогательной Лизе Тамары Котовой. Ровное красивое сопрано Котовой — приглашенной солистки Музкома — в последние годы расцвело прямо-таки диковинным цветом. 
Апофеозом фестиваля стал гала-концерт звезд оперетты. Оркестр под управлением тонко чувствующего самые разноликие стили маэстро Андрея Алексеева создавал особую ауру и способствовал максимально яркому исполнению вокальных и танцевальных номеров. 
Фёдор Осипов технично и проникновенно исполнил романс Леандро из сарсуэлы Пабло Соросабаля «Хозяйка портовой таверны». Еще одна сарсуэла, на сей раз «Дочери Зеведея» Руперто Чапи-и-Лоренте, была представлена романсом Луизы, который великолепно спела Наталья Савченко. Появление на фестивальных подмостках такого самобытного и любимого многими выдающимися певцами жанра, как сарсуэла, свидетельствует о расширении музыкальных границ и искренне радует. К слову, прозвучавший в концерте романс Луизы входил в репертуар звезды киношлягера «Большой вальс» (режиссер Ж. Дювивье, 1938 г.) — колоратурного сопрано Милицы Корьюс; легендарных испанских меццо-сопрано Кончиты Супервиа и Тересы Бергансы. Романс Леандро любители оперы могли слышать в интерпретации Пласидо Доминго, а поклонники classical crossover и музыкального кино — в сладкоголосом исполнении другого испанского тенора, Луиса Мариано.
Хрупкая Виктория Мун с непередаваемой нежностью спела арию Мьёсотис с куклой из оперетты Карло Ломбардо и Вирджилио Ранцато «Чин Чи Ла» — трогательное прощание с детством, трепет перед взрослой жизнью…
Блистательный тенор из Польши Рафаль Бартмински исполнил две арии из оперетт Франца Легара — «Федерика» и «Паганини». В следующем году исполняется 150 лет со дня рождения основоположника неовенской оперетты, и хочется верить, что Бартмински станет участником юбилейного концерта, посвященного композитору.
Денис Снигирёв из «Зазеркалья», несмотря на вышедшее из строя звуковое оборудование, не дрогнув, превосходно допел «Посвящение жене» Имре Кальмана и сорвал мощные овации. 
Опереточный праздник завершился грандиозным фейерверком, рассыпавшимся тысячами разноцветных огней. Праздник не может длиться вечно, но он непременно вернется в Гатчинский парк следующим 
летом. 
Светлана РУХЛЯ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 9 (170), октябрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~ogTVF