Один день в Мариинском театре

Фотоколлаж Артёма Бурдова

Фотоколлаж Артёма Бурдова

31 Марта 2022

Один день в Мариинском театре

Я не выбирал этот день, поверьте, рядовой день в Мариинском театре, даже не самый насыщенный по репертуару — всего четыре названия (случается и вдвое больше!). Я даже не стану настаивать на какой-то особой уникальности афиши 15 марта нынешнего года: «Лебединое озеро» на исторической сцене (Мариинка-1); «Енуфа», опера Л. Яначека на Новой сцене (Мариинка-2); премьера концертного исполнения «Джоконды», оперы А. Понкиелли в Концертном зале (Мариинка-3); вечер инструментальных трио Ф. Мендельсона и Д. Шостаковича в исполнении оркестрантов театра (Камерный зал имени Рахманинова). Не правда ли — рядовая афиша! Как быстро привыкаешь к творческой свободе и к репертуарному изобилию!

Зияющие лакуны в театральных и филармонических программах — будь то музыка прошлых веков или современные шедевры — накапливались на протяжении более полувека! Валерий Гергиев, когда его выбрали главой Мариинского театра, обещал всего за несколько лет коренным образом изменить ситуацию.
Достаточно перечислить вершины отечественной и западной классики, включая такие, казалось, «неподъемные», как «Тристан и Изольда», «Парсифаль» и тетралогия «Кольцо нибелунга» Вагнера — они годами уже идут на сцене Мариинского. Симфонические концерты оркестра театра Валерий Гергиев сделал такой же неотъемлемой, привычной частью имиджа Мариинского театра, как оперные и балетные спектакли. С молниеносно выстроенным на месте сгоревших декорационных мастерских Концертным залом заговорили … о филармонии в Коломне, соперничающей с любимой всеми нами Санкт-Петербургской академической филармонией имени
Д. Д. Шостаковича. С вводом в строй Новой сцены — Мариинского-2 — окончательно исчезает повод для былого соперничества балетной и оперной трупп в борьбе за ежедневную сценическую площадку — их, площадок теперь, боюсь ошибиться, — восемь! Считая залы имени Мусоргского и Рахманинова, Прокофьева и Щедрина, фойе имени Стравинского, отданные всевозможным образовательным лекциям-концертам, камерным собраниям, детским абонементам — несть им числа! Сбылась мечта маэстро о превращении Мариинского театра в многопрофильный мультимедийный музыкальный центр.
Новое в афишах Мариинского театра — по большей части, хорошо забытое старое. Это и оперы Жюля Массне, которого во Франции чтут не менее, чем Чайковского — в России. К уже известным «Вертеру» и «Манон» добавились «Дон Кихот», «Золушка» и «Клеопатра». Это и Джакомо Пуччини, представленный не только «Тоской», «Богемой» и «Мадам Баттерфлай», но и «Турандот», «Девушкой с Запада», «Джанни Скикки», «Ласточкой»… Рядом оперы других веристов — «Паяцы» Руджеро Леонкавалло, «Адриенна Лекуврер» Франческо Чилеа… Что же говорить о Джузеппе Верди, чьих опер в репертуаре Мариинского больше, чем в «Ла Скала». Или о Вольфганге Амадее Моцарте, кроме «Волшебной флейты» и хрестоматийной триады — «Дон Жуана», «Свадьбы Фигаро» и «Так поступают все» — явленном такими редкостями, как «Идоменей», «Директор театра» и «Мнимая садовница. Полноценная афиша опер «бельканто» включает «Норму и «Сомнамбулу» Винченцо Беллини, «Севильского цирюльника» и «Путешествие в Реймс» Джоаккино Россини, «Лючию де Ламмермур» и «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти…
Могли вам хотя бы во сне явиться прежде «Саломея» и «Электра», «Ариадна на Наксосе» и «Женщина без тени» Рихарда Штрауса? «Бенвенутто Челлини» и «Троянцы» Гектора Берлиоза, «Поворот винта», «Сон в летнюю ночь» и «Поругание Лукреции» Бенджамина Бриттена, «Енуфа» и «Средство Макропулоса» Леоша Яначека, «Король Рогер» Кароля Шимановского и «Флорентийская трагедия» Александра Цемлинского, «Замок герцога Синяя борода» Белы Бартока?..
Назовите хотя бы один еще театр, где поставлены все 15 опер Николая Римского-Корсакова, все 9 опер Сергея Прокофьева (включая «Великана» маленького Сережи), все, в том числе неоконченные, оперы Модеста Мусоргского, три оперы Сергея Рахманинова; театр, где рядом с, увы, привычно сокращенным «Князем Игорем», предпринята была попытка вернуть на сцену наиболее полный текст шедевра Александра Бородина. Где вы можете сравнить обе редакции опальной оперы Дмитрия Шостаковича — «Леди Макбет Мценского уезда» и «Катерину Измайлову», его же авангардный «Нос» и бесхитростную оперетту «Москва. Черемушки»?
А я еще не сказал об операх и балетах, об инструментальной музыке Игоря Фёдоровича Стравинского, которого посмертно окончательно репатриировали в Россию. И не случайно премьера его новонайденной «Погребальной песни» памяти учителя — Н. А. Римского-Корсакова — прошла в Мариинском театре под управлением Валерия Гергиева.
Я не сказал о сценических и о симфонических произведениях Родиона Щедрина и Николая Каретникова, Мечислава Вайнберга и Галины Уствольской, Бориса Тищенко и Сергея Слонимского, Сергея Баневича и Геннадия Банщикова, Александра Смелкова и Петра Геккера, о музыке молодых композиторов-петербуржцев, наших современников… Я не сказал о постоянном участии певцов и артистов оркестра Мариинского театра в концертах Санкт-Петербургской филармонии и Дома композиторов. Я не коснулся балетных премьер в театре последних трех десятилетий — это тема специальной статьи, надеюсь, ближайшего будущего. Я ничего не сказал и об упущениях в репертуаре Мариинского театра — о старинных операх от Монтеверди до Генделя, об операх Глюка и Вебера, о русских операх доглинкинской поры, о сценических произведениях многих выдающихся композиторов ХХ века… Но любые упреки и замечания меркнут рядом с громадой уже сделанного.
Пимен МАРИИНСКИЙ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 4 (187), март 2022 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~8XcNJ


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента»
С 27.05.2022 22:50:00 по 23.10.2022 23:50:00 «Люблю тебя, Петра творенье…»
С 30.06.2022 11:20:00 по 23.10.2022 12:20:00 «Театр балета Эйфмана. Только любовь»
С 19.08.2022 09:10:00 по 10.10.2022 10:10:00 «Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII-XX веков»
С 25.08.2022 22:20:00 по 11.10.2022 23:20:00 «Краски города»
С 06.09.2022 16:30:00 по 07.10.2022 17:30:00 «Житель осажденного Ленинграда»
С 08.09.2022 16:00:00 по 30.11.2022 17:00:00 «Египтология в России. К 200-летию рождения науки о Египте»