Очарованные странники

Фото предоставлено пресс-службой театра

Фото предоставлено пресс-службой театра

30 Октября 2019

Очарованные странники

Во главе Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье» уже 33-й сезон стоят его создатели, ныне народные артисты России художественный руководитель Александр Васильевич Петров и главный дирижер Павел Аронович Бубельников. Оба в этом сезоне — юбиляры: 31 октября А. В. Петрову — 70 лет, а 9 ноября П. А. Бубельникову — 75. 

Нетрудно сосчитать, какую часть своей жизни каждый из них отдал «Зазеркалью», заложив фундамент, сформировав лицо и выстроив историю театра, без которого уже не представить культурное поле Петербурга. Но была еще и предыстория: совместная педагогическая работа Петрова и Бубельникова в Театральном институте (тогда — ЛГИТМиК) по уникальным авторским методикам. Первый их выпуск курса «Актер музыкального театра» в 1987 году и стал ядром новорожденного театра «Зазеркалье». А. В. Петров сегодня — профессор Театрального института (ныне — РГИСИ), многие его ученики работают не только в «Зазеркалье», но и в ведущих музыкальных театрах в России и за рубежом.
С благодарностью говорит о своих учителях Елена Прокина — до начала 1990-х годов солистка Мариинского театра, певшая здесь Дездемону в вердиевском «Отелло» в дуэте с Пласидо Доминго, а затем выступающая на самых престижных сценах мира в партнерстве с крупнейшими режиссерами, дирижерами, солистами: «Курс Александра Петрова и Павла Бубельникова в ЛГИТМиК — это та уникальная база, которая мне помогает во всех, даже исключительно сложных ситуациях… Они научили меня мыслить. После столь интенсивной школы я никогда больше не встречала актерского образования подобного уровня».
«Они научили меня мыслить…» — могут произнести о спектаклях «Зазеркалья» зрители — дети и взрослые. Вряд ли в России есть музыкальный театр, где детская и взрослая афиши столь же равноценны по объему и качеству, как в «Зазеркалье»: «Создав в 1987 году «Зазеркалье», Александр Петров и дирижер Павел Бубельников сделали подарок всему городу на Неве. С тех самых пор культурная идентичность маленьких петербуржцев формируется на их спектаклях. Удивительно, но сравнить «Зазеркалье» на театральной карте России не с чем. Серьезный музыкальный театр, гарантирующий высочайшее качество вокала и оркестра, открывающий новые, плохо известные или никогда не исполнявшиеся в России партитуры, «Зазеркалье» при этом дает радость семейного просмотра, изысканную и глубокую режиссуру, легкость и естественность драматической игры, виртуозность пластики. <…> Вообще философия «Зазеркалья» — это целостность человеческого существа, без различия возраста и опыта» (Алёна Карась. «Ария Робинзона». Российская газета. 2013. 9 сентября).
Петров и Бубельников сразу превратили «Зазеркалье» в подлинную лабораторию современного музыкального театра для детей, где на протяжении трех десятилетий зрителям представляют новые сочинения. Здесь начиналась сценическая судьба опер и мюзиклов Сергея Баневича, Ольги Петровой, Игоря Рогалёва, Ефрема Подгайца, Романа Львовича, Владимира Баскина, Ирины Цеслюкевич, Дмитрия Жученко, Сергея Плешака и других, чаще всего молодых авторов, в том числе сегодняшних — Анастасии Беспаловой и Ильи Партаса. Спектаклем, которым открывался театр в 1987 году, была опера молодого Леонида Десятникова «Браво, брависсимо, пионер Анисимов, или Никто не хочет петь». Затем — его же «Витамин роста» по стихам Олега Григорьева. В 1989 году Десятников оркестровал «Детский альбом» Чайковского для одноименного зазеркальского спектакля, который украшает афишу театра по сей день и по-прежнему живет и дышит особым ностальгическим напряжением чувств.
Взрослый репертуар — это оперные шедевры, обеспеченные вокальным и актерским мастерством труппы, уровнем оркестра. В каком еще оперном театре один и тот же артист сегодня поет Незнайку, а завтра — Папагено или Няню — и Кармен, Змею Нагайну — и Иоланту, Свинопаса — и Ленского, Крошечку-Хаврошечку — и Марфу? А в «Зазеркалье» так работают практически все. Чем шире и сложнее задачи, тем изощреннее актерская огранка, которой славятся солисты «Зазеркалья», несмотря на молодость. И никакие Винни-Пухи в детских спектаклях не мешают им блистать и побеждать на крупных международных конкурсах вокалистов, завоевывать овации зрителей в родном театре.
В «Зазеркалье» приходят те, кто действительно любит оперу. Постоянная публика театра знает, что тут ее не обманут мишурой оперного пафоса и привычными оперными несуразностями. Здесь отворяют в зрителе безграничность души, побуждая думать и вглядываться в самих себя. В режиссуре Александра Петрова, ставит ли он сияющий радостью «Любовный напиток» или русскую трагедию «Царская невеста», всегда проложен внутренне подробный, безошибочный путь к сердцу зрителя. 
А оркестр Павла Бубельникова одухотворяет это душевно-чувственное переживание зала, довершая ощущение горячей сопричастности публики тому, чем живут герои спектакля. Наряду с такими широко известными операми, как «Богема» и «Мадам Баттерфляй», «Евгений Онегин» и «Иоланта», «Так поступают все» и «Волшебная флейта», «Сказки Гофмана» и многимидругими, зрители «Зазеркалья» вкушают и оперные раритеты. Среди них — блестящие виртуозные оперы Россини: «Золушка» (где еще услышишь ее, кроме «Зазеркалья»?), «Итальянка в Алжире» (первое исполнение русской труппой: прежде опера ставилась в России лишь в XIX веке, притом силами иностранных трупп), «Газета» (первая постановка в России). Единственная в своем роде опера Гершвина «Порги и Бесс» уже много лет в Петербурге идет также только на сцене «Зазеркалья».
Театр Петрова и Бубельникова — это не только зрительское признание (как дома, так и на гастролях, в том числе московских — на Новой сцене Большого театра в 2013 и 2016 годах). Спектакли трижды удостаивались премии правительства Санкт-Петербурга, многократно — премий «Золотая маска» и «Золотой софит», наград фестиваля «Театры Санкт-Петербурга — детям». В 2013 году театр стал лауреатом Специальной премии СТД РФ «За весомый вклад в развитие детского театра России». 
О «Зазеркалье», где за 30 с лишним лет поставлено около 100 спектаклей для зрителей всех возрастов, можно смело говорить как о театре, одухотворяющем жизнь петербуржцев. Но и сам Петербург — неотъемлемая от «Зазеркалья» культурная почва, живой источник образности. Петербургская укорененность спектаклей Петрова и Бубельникова неотделима от их собственных корней — семейных, театральных, культурных. Оба родились в этом городе, оба — продолжатели творческих династий.
Родители Павла Бубельникова были музыкантами. Отец — Арон Соломонович Бубельников, известный оперный дирижер, педагог, профессор Ленинградской консерватории. Долго работал дирижером в Оперной студии, где Павел Бубельников и пропадал с раннего детства у отца на репетициях и на спектаклях, знакомясь не только с репертуаром, но и с профессиональной изнанкой музыкального театра. Окончив в 1962 году консерваторскую школу-десятилетку (среди одноклассников были Марис Янсонс, Владимир Спиваков, Юрий Кочнев, Эдвард Чивжель, Соломон Волков), Павел Бубельников поступил в консерваторию как пианист, а затем — на дирижерский факультет к легендарному профессору Илье Александровичу Мусину. Еще студентом он начал свою дирижерскую деятельность в Оперной студии, а в 1968 году — в Малом оперном театре.
Династия Петровых — это художники, архитекторы, режиссеры, музыканты. Двоюродный дед Александра Петрова — Николай Васильевич Петров, знаменитый «Коля Петер», крупный режиссер, начинавщий в театрах «Бродячая собака», «Привал комедиантов», «Вольная комедия», ассистент Мейерхольда, директор и худрук Александринского театра (в то время — Акдрамы), главный режиссер Театра сатиры в Москве, педагог, профессор ГИТИСа. Его брат, дед Александра Васильевича Петрова и его полный тезка, — театральный художник, соратник «Коли Петера» в театре «Вольная комедия» и в кабаре «Балаганчик» при этом театре, где они работали вместе с Юрием Анненковым и Николаем Евреиновым, архитектор, автор и иллюстратор детских книг. Мать и отец Александра Петрова, богато одаренные музыкально, по профессии были архитекторами. Василий Александрович Петров — автор многих проектов, в том числе соавтор памятника А. С. Пушкину на площади Искусств (архитектор проекта), созданного совместно со скульптором Михаилом Аникушиным, архитектор станций метро «Пушкинская» и «Московские ворота», первый главный художник города Ленинграда, замечательный педагог, много лет преподававший в Мухинском училище. 
Как и Павел Бубельников, Александр Петров учился в школе-десятилетке при консерватории. Поступил в Театральный институт на режиссуру музыкального театра, а спустя два года — в консерваторию на оперную режиссуру к незаурядному мастеру Эмилю Пасынкову. Уже со второго курса работал в Малом оперном театре — и второкурсником поставил здесь «Иоланту».
Судьба свела Александра Петрова и Павла Бубельникова еще в начале 1970-х, задолго до «Зазеркалья», именно здесь — 
в Малом оперном театре, где вместе они работали над спектаклями, где жизнь всерьез испытывала их на прочность и выковывала их общие человеческие и художественные ценности. 
Общему пути режиссера и дирижера более 45 лет — факт сам по себе исключительный и сокрушающий незыблемое мнение о родовом конфликте режиссерской и дирижерской профессий. Аналогов такого тандема, пожалуй, не найти!
В своих театральных странствиях, земных и духовных, юбиляры связаны в главном: чудесным образом оба они десятилетиями сохраняют редкий человеческий дар взаимного слуха, доверия и уважения художников друг к другу и, пожалуй, самое дорогое — молодую очарованность театром и музыкой. 
Марина КОРНАКОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 10 (171), ноябрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~TvAw2