О добром самарянине![]() Фото предоставлено автором О добром самарянинеПамяти земляка и коллеги
«Ушел из жизни талантливый журналист, театральный и музыкальный критик, почти полвека блистательно писавший на темы культуры, Валерий Семенович Иванов (1939–2020). Он оказался в журналистике в начале семидесятых годов прошлого века исключительно по призванию. Ведь до этого уже состоялся как успешный инженер, защитил диссертацию. Вдумчивый и обстоятельный аналитический подход всегда присутствовал в его текстах. Он публиковался в ведущих областных газетах, его с удовольствием печатали центральные издания…»
Некролог, появившийся на сайте Министерства культуры Самарской области, немногословен. Но озаглавлен прицельно точно: «Нам будет его не хватать». И это не привычный поминальный оборот речи. Валерий Иванов —
автор нескольких тысяч журнальных и газетных статей, солидного двухтомника «Драгоценные нити», посвященного деятелям отечественной и мировой культуры, книги «СамАрт» об истории Самарского Театра юного зрителя. За две недели до того, как его похитил коварный ковид, Валерий прислал мне электронный вариант своей последней книги «Приношение маэстро» — о Мстиславе Ростроповиче и его творческих связях с Самарой.
Мне его будет не хватать — как автора статей, интервью, обозрений о музыкальной Самаре, о Собиновском фестивале в Саратове или о Шаляпинском в Казани… Без малого двадцать лет Валерий регулярно освещал музыкальную жизнь Поволжья на страницах «Мариинского театра» и «Санкт-Петербургского Музыкального вестника». Мне будет не хватать его корреспонденций под рубрикой «Окно в Россию». Мне его будет не хватать как собеседника, напоминавшего о городе, в котором я родился и провел незабываемые детские годы во время эвакуации 1941–1944 гг.
Нас сближала и общая судьба «физиков», сбежавших в «лирики»: Валерий Иванов окончил Куйбышевский индустриальный институт и аспирантуру Куйбышевского авиационного института, кандидат технических наук.
С начала 1970-х годов он корреспондент отделов культуры ведущих самарских газет «Волжская коммуна», «Волжская заря», «Струковский сад», «Самара и Губерния», почти 15 лет — заместитель главного редактора и редактор отдела культуры областной газеты «Самарские известия». Активно печатался в центральных российских изданиях: «Культура», «Музыкальная жизнь», «Балет», «Музыкальный журнал», «Страстной бульвар», «Сцена». В течение нескольких десятилетий работал на крупнейших международных фестивалях и конкурсах. Это и фестивали Валерия Гергиева — «Звезды белых ночей», Московский Пасхальный фестиваль, фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» (Самара). Это и театральный фестиваль «Золотая маска», и Международный конкурс имени П. Чайковского, и международные конкурсы вокалистов имени Михаила Глинки или молодых оперных певцов имени Елены Образцовой… Валерий Иванов — лауреат немалого количества профессиональных премий, журналистских и театральных, обладатель бронзовой медали Фонда Ирины Архиповой.
…Я вспоминаю встречи с Валерием на репетициях и на премьере оперы Сергея Михайловича Слонимского «Видения Иоанна Грозного» в Самаре. Обстановка вокруг предстоящей премьеры была непростой. Довольно многочисленные «патриоты» бросились спасать православного царя от «клеветнических» измышлений либералов-«инород-цев» — композитора, режиссера Роберта Стуруа и дирижера-постановщика спектакля Мстислава Ростроповича. Дело доходило до демонстраций вблизи театра и обещаний сорвать премьеру. Защищая одного из любимых героев генералиссимуса, «государственники» лишь подтверждали генетическую связь опричнины со сталинскими репрессиями. Вождь, как известно, любил свою родословную вести по прямой линии от обожаемого Ивана Грозного. Кликушествующим «патриотам» много ли надо, чтобы усмотреть в спектакле козни русофобов, «антирусский шабаш», «сионистскую трактовку» российской истории.
Рецензии в центральной прессе появятся позднее (среди них и мой отклик «Как во городе было во Самаре» в «Мариинском театре» (№ 3–4, 1999); с ним читатели могли познакомиться в апрельском номере «Санкт-Петербургского Музыкального вестника» за этот год, посвященном памяти С. Слонимского).
А Валерий Иванов тотчас вступил в схватку с любителями «сильной руки» и благозвучной (в духе ждановских постановлений!) музыки. Вот фрагмент полемических заметок, помещенных им в газете «Волжская коммуна» за
17 марта 1999 года: «Небывалый поток печатной продукции, обрушившийся на читателей буквально на следующий день после мировой премьеры оперы «Видения Иоанна Грозного», сам по себе стал свидетельством неординарности произошедшего в Самаре события. Этот поток вызвал растерянность, а многих поверг в шок противоречивостью и полярностью высказанных суждений… В музыке Слонимского ощущается, по мнению одних рецензентов, “глубинная мелодическая основа” <…>, по мнению же других, она являет лишь “лязг, визг и громовые раскаты”, а “исполнение такой партитуры вряд ли делает честь музыканту уровня Ростроповича”. Для многих рецензентов мировая премьера оперы как художественное явление изначально была неинтересна. Она явила удобный повод для имеющих политическую подоплеку “откровений” и “разоблачений”, которые по существу, — те же “видения”, только уже не на сцене, а в реальной жизни».
Среди многочисленных интервью, взятых Валерием Ивановым, немало страниц по-своему уникальных, не повторяющихся нигде. «Какую роль в вашей судьбе сыграл Шостакович?» — спросил он Мстислава Ростроповича после одного из концертов. Ответ: «Я учился у Шостаковича в Московской консерватории. В 1948 году его изгнали оттуда как не соответствующего (!) профессорской должности. Его и Прокофьева практически уничтожили. Именно в те годы, когда от них все отвернулись, — это было просто опасно для жизни, — я был для них преданным слугой, молодым другом… Это огромное мое счастье. Только в 1970-е годы, после того, как у меня жил Солженицын и я подвергся такой же обструкции, я смог ощутить степень их тогдашнего одиночества: при моей общительности мой телефон молчал два года… Я счастлив, что живу с чистой совестью…»
Замечательный очерк «Самарская прописка “Ленинградской симфонии” Шостаковича» Валерий Иванов посвятил великому сочинению музыкального летописца ХХ века. Иные, казалось бы, бытовые подробности сообщают очерку особую достоверность. К примеру, рассказ о том, как приехавшие из блокадного Ленинграда Дмитрий Шостакович с женой и двумя маленькими детьми были поначалу размещены в привокзальной школе, ставшей для артистов эвакуированного из Москвы Большого театра общежитием, о той двухкомнатной квартирке на улице Фрунзе, где Шостакович в декабре 1941 года завершил Седьмую симфонию.
«На титульном листе партитуры, — цитирую названный выше очерк, — появилась сделанная его рукой надпись: “Посвящается городу Ленинграду. Дмитрий Шостакович”, а на последнем: “27.XII.1941. г. Куйбышев”. <…> Через много лет Вера Дулова вспоминала, что Шостакович и Оборин играли в четыре руки на взятом напрокат пианино по только что завершенной партитуре. На звуки музыки пришел живший по соседству главный дирижер Большого театра Самуил Самосуд. <…> По окончании исполнения —
бурный восторг, объятия всех присутствующих. Самосуд решает немедленно начать оркестровые репетиции. <…> Официальная премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 года. <…> Из уст нескольких знаменитых деятелей культуры мне довелось услышать короткие, но оставшиеся в их памяти на всю жизнь впечатления о первом исполнении. <…>
Родион Щедрин, композитор, народный артист СССР: “Куйбышев-Самара — это мое военное детство. <…> Помню, как, пристроившись на ступеньке, слушал первое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича”. А вот строки из воспоминаний солиста Большого театра народного артиста СССР Алексея Иванова: “Не берусь описывать, какое впечатление произвела на нас эта музыка… Это невозможно передать словами. У многих на глазах были слезы, некоторые сидели, сжав кулаки”».
Присоединю и я свой детский голос к хору восторженных почитателей Шостаковича: мне посчастливилось, благодаря первой учительнице музыки, побывать на премьере симфонии, пророчившей в тяжелейшие дни войны нашу грядущую победу.
Одна из глав книги В. Иванова «Приношение маэстро» названа: «Самара — Санкт-Петербург: творческие связи». В ней и о самарской премьере «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, с успехом прошедшей испытание на сцене Мариинского театра. И о посланце Самары в оперной труппе Мариинки — Викторе Черноморцеве, с которым В. Иванова на протяжении многих лет связывали теплые человеческие отношения. Из эксклюзивного интервью, взятого автором книги у Валерия Гергиева: «Рад, что Самара подарила нам музыканта такого качества и калибра, как Виктор Черноморцев. Он успел сделать в нашем театре несколько огромных ролей… Черноморцев был прирожденным Фальстафом, но над ролью пришлось много потрудиться, что тоже делает ему честь. Еще одна блестящая работа Черноморцева — получеловек, полузверь Альберих в тетралогии Вагнера “Кольцо нибелунга”».
Ежегодный Фестиваль классического балета им. Аллы Шелест находил в лице В. Иванова внимательного и пристального рецензента. В 1970–1973 гг. великая петербургская балерина возглавляла балетную труппу Самарского (Куйбышевского) театра. Волжане благодарно чтут ее память, сохраняют спектакли, несущие отсвет легендарной художественной личности. Много лет работал в Куйбышеве другой петербургский хореограф Игорь Чернышёв, его постановки также освещались В. Ивановым на страницах местной и центральной прессы. Но, пожалуй, самые тесные узы связывали Валерия Иванова с Мариинским театром и его художественным руководителем Валерием Гергиевым. Каждый раз, приезжая в Северную столицу, Иванов прежде всего стремился в Мариинский — на спектакли или на концерты под управлением маэстро. Организованные Гергиевым фестивали («Звезды белых ночей», Московский Пасхальный), выступления коллективов Мариинского театра в Самаре — находили отражение в интервью, которые В. Иванов регулярно брал у дирижера. Как знать, может быть, и его малая журналистская лепта легла в основание фестивалей, устраиваемых Валерием Гергиевым в Самаре. Заключительный X Музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» прошел в 2017 году. Однако на этом творческие контакты Валерия Гергиева и Мариинского театра с Самарой не прекратились. По инициативе маэстро начиная с 2018 года фестиваль обрел новое дыхание. Теперь он проходит под названием «Музыкальный фестиваль “Мариинский” в Самаре».
Из интервью В. Гергиева: «У Мариинского театра огромный репертуар, и мы постараемся предложить самарской аудитории разнообразные, контрастные по содержанию программы, исполнять в Самаре не только симфонические произведения, но и привозить сюда полноценные оперные и балетные спектакли».
Добрые дела, совершаемые критиком, — не в одних хвалебных отзывах о тех или иных артистах. Критик может и должен быть требовательным во имя искусства, во имя добра, которому служит. Валерий Иванов был поистине
добрым самарянином — и мы сохраним о нем добрую память.
Иосиф РАЙСКИН
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 10 (182), ноябрь 2020 г.
Источник:
https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~viYVy
| ![]() ![]()
С 12.09.2022 20:20:00 по 04.04.2023 21:20:00 «Пётр и Александр — небесные покровители Российской империи»
С 10.10.2022 16:50:00 по 05.04.2023 17:50:00 «Ночь, улица, фонарь, аптека...» С 06.12.2022 10:30:00 по 06.06.2023 11:30:00 «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» С 21.12.2022 12:40:00 по 16.04.2023 13:40:00 «Когда зеркало зеркалу снится» С 22.12.2022 11:50:00 по 23.04.2023 12:50:00 «Культурный код. Каверин 2.0» С 24.12.2022 09:20:00 по 04.04.2023 10:20:00 Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX и XX веков С 18.01.2023 16:10:00 по 18.06.2023 17:10:00 «Артерии Победы» ![]() |