Новосибирск слушает Десятникова

Фото:  пресс-служба фестиваля

Фото: пресс-служба фестиваля

29 Марта 2019

Новосибирск слушает Десятникова

Сегодня трудно представить фестиваль современной музыки без произведений Леонида Десятникова, о котором писатель Владимир Сорокин сказал: «…Десятников уже давно стал частью нашей мучительно завороженной жизни, и его музыка, ироничная и прекрасная, трется о наши окна надломленной веткой…»

Музыка Десятникова звучала в Новосибирске. В 2005 году Новосибирский театр оперы и балета представлял российскую премьеру его балета «Русские сезоны» в хореографии Аллы Сигаловой, который получил диплом национального театрального фестиваля «Золотая маска», а в 2014-м автор приезжал в Новосибирск на премьеру своей симфонии для солистов, хора и оркестра «Зима священная 1949 года». Отдельные произведения композитора исполняли в филармонических программах новосибирские музыканты. Однако авторский концерт Леонида Десятникова, полностью составленный из его сочинений, впервые прошел в рамках новосибирского фестиваля современной музыки «МАРТовский код» в марте этого года.
Программа концерта состояла из двух масштабных произведений. Одно из них представляло «раннего» Десятникова (вокальный цикл «Любовь и жизнь поэта» на стихи Даниила Хармса и Николая Олейникова,
1989 год), второе — новое сочинение композитора («Буковинские песни». 24 прелюдии для фортепиано», 2017 год), премьерный тур которого охватил уже концертные площадки Нью-Йорка (в виде балета, поставленного Алексеем Ратманским), Лондона, Парижа, Тель-Авива, Перми, Воронежа, Санкт-Петербурга, Москвы и достигшего Новосибирска.
О новом фортепианном цикле в журнале «Музыкальная жизнь» Я. Тимофеев написал: «“Буковинские песни” Леонида Десятникова стали социально-музыкальным феноменом: публика уже больше года обсуждает скромный фортепианный сборник из двадцати четырех прелюдий, пианисты борются за право его исполнения, а Ассоциация музыкальных критиков вручает автору приз сезона. Ажиотаж вокруг десятниковских миниатюр — во многом дело рук и пальцев Алексея Гориболя, адресата посвящения и эксклюзивного исполнителя “Буковинских песен”».
Конечно же и в Новосибирске «Буковинские песни» были сыграны, если можно так выразиться, «доверенным лицом», полпредом музыки композитора, преданным пропагандистом его творчества заслуженным артистом РФ Алексеем Гориболем. Вокальный цикл «Любовь и жизнь поэта», который сам автор относит к числу своих лучших произведений, уже не первый раз в дуэте с Алексеем Гориболем исполнила прекрасная певица, лауреат международных конкурсов Юлия Корпачёва.
Новосибирская публика — крепкий орешек. Искушенная, образованная, «наслушанная», включающая в себя не только любителей музыки, но и очень требовательных профессиональных музыкантов, которых было достаточно много в этот вечер в камерном зале филармонии. Ощущение успеха концерта нарастало от атмосферы внимательного, вдумчивого восприятия до звучащей тишины последнего аккорда, продолжительных аплодисментов и восторженных «браво!», которыми завершались оба отделения.
Мне посчастливилось стать свидетельницей этого события. Я услышала как будто совершенно иной вариант «Буковинских песен» Л. Десятникова. Это удивительно, но произведение начинает играть в восприятии новыми нюансами, красками и смыслами в зависимости от того, каковы индивидуальные особенности инструмента, акустики зала, ну и, конечно, от того, как в очередной раз сыграет «свою роль» главный исполнитель.
Алексей Гориболь, исполняя произведение, «примеряет» его на себя, как актер, надевающий костюм в спектакле, и начинает существовать каждой клеткой, нервом, всем телом в образе, судьбе «героя». Вслед за ним мы чувствуем в музыке невероятную ностальгическую нежность, улавливаем нерв размышления-воспоминания, который разрушает, «рассекает» резкими диссонансами и «сбоями» часто меняющегося метра изначальную гармоничность, даже идилличность некоторых тем.
Вместе с ним публика замирает на бесконечно длящемся звуке или созвучии, которым заканчиваются многие прелюдии, останавливая время музыкального повествования и заставляя слушателя не дышать в момент всегда неожиданного, долго звучащего многоточия. Пианист с такой интригующе-завораживающей силой фиксирует и длит это мгновение тишины, что не позволяет слушателям раньше времени вырваться из ее напряженного «звучания», принуждая прочувствовать ее до дна, дослушать до полного истаивания «горного эха» только что пережитых чувств.
Ироничному Десятникову, как мало кому, удается передать разрывающий сердце в клочья трагизм. Для меня такой кульминацией цикла стала прелюдия № 20 до-минор. Это потрясающая душу общечеловеческая колыбельная, в которой совершенно непостижимо (виртуозно!) сплетены русско-еврейско-украинские мелодические интонации, а плач — один на всех...
И именно отсюда протягивалась ниточка к пронзительно-трагическим откровениям вокального цикла, создавая удивительную цельность программы.
Юлия Корпачёва и Алексей Гориболь исполняли «Любовь и жизнь поэта» в Нью-Йорке, в Линкольн-центре. Мне доводилось слушать у них этот цикл на фестивале
«В сторону Выборга». Новосибирское исполнение стало каким-то совершенно новым этапом в их интерпретации произведения. Это было по-настоящему вдохновенно, глубоко, с очень точными интонационными, пластическими, актерскими акцентами Юлии Корпачёвой. Она явила не только убедительный вокал, но и мощное драматическое дарование, без которого невозможно исполнять произведение, несущее в себе ген театральности, столь свойственный всей, даже чисто инструментальной музыке Десятникова.
Идеальный ансамбль Гориболя и Корпачёвой даже не давал возможности о нем (ансамбле) думать — это было единое целое. Да и вообще, в камерном ансамбле Гориболя не назовешь концертмейстером. Он — дирижер, режиссер. Он — воплощенная концепция!
Это был театр двух музыкантов-актеров. Зал замер в напряжении от первой до последней ноты и взорвался аплодисментами и возгласами «браво».
Отдельных слов заслуживает неожиданно возникшая в начале второго отделения импровизация-воспоминание Алексея Гориболя о том, как, в какой атмосфере создавался Леонидом Десятниковым цикл «Любовь и жизнь поэта». Это был невероятно интересный фрагмент программы, представивший новосибирской публике Алексея Гориболя не только как прекрасного пианиста, но и обаятельного рассказчика, погрузившего слушателей в культурный контекст 80-х, с великими именами «свидетелей» создания и первого исполнения цикла (Б. Ахмадулина, Б. Мессерер, В. Баснер, С. Баневич, А. Петров). Я думаю, что этот «номер» концерта еще в большей степени подчеркнул особую, уникальную атмосферу вечера.
Концерт в рамках фестиваля
«МАРТовский код» стал действительно всесторонним знакомством и с музыкой Леонида Десятникова, и с исполнителями его музыки _ Алексеем Гориболем (который впервые выступал в Новосибирске) и Юлией Корпачёвой. И есть основания думать, что общение с новосибирской публикой будет продолжено.
Елена ИСТРАТОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~CXUkh


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента»
С 19.05.2022 19:10:00 по 04.10.2022 20:10:00 «Первые биографы Блока. Мария Бекетова» и «Первые биографы Блока. Корней Чуковский»
С 27.05.2022 22:50:00 по 23.10.2022 23:50:00 «Люблю тебя, Петра творенье…»
С 30.06.2022 11:20:00 по 23.10.2022 12:20:00 «Театр балета Эйфмана. Только любовь»
С 19.08.2022 09:10:00 по 10.10.2022 10:10:00 «Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII-XX веков»
С 25.08.2022 22:20:00 по 11.10.2022 23:20:00 «Краски города»
С 06.09.2022 16:30:00 по 07.10.2022 17:30:00 «Житель осажденного Ленинграда»