Новое о Фиртиче

5 Декабря 2015

Новое о Фиртиче

Фильм
20 октября, в день 77-летия «самого задиристого» петербургского композитора Георгия Ивановича Фиртича, на канале «Санкт-Петербург» состоялась демонстрация документального фильма о нем. Лента создана в телекомпании «Антракт» творческой группой под руководством Александра Алфёрова и названа «Музыка без правил».
В кадре — автор, рассказывающий о себе, о советском авангарде в живописи, архитектуре и музыке, автор, извлекающий из фортепиано терпкие диссонансы. Повествование сопровождено многочисленными фотографиями, видео Пскова (родины), Петербурга, Москвы. Сергей Слонимский, Давид Черкасский, Людмила Сенчина говорят о спонтанности, неуемности и молодости таланта, новаторстве Фиртича; рассказ продолжают дочь Елизавета — стихами, сын Николай, российско-американский культуролог, — тонкими наблюдениями и собственными художественными полотнами. За кадром и в кадре фильм комментирует петербургский композитор Андрей Андерсен, убежденный, что Георгий Фиртич — новатор от природы, его потребность с ранней молодости до сегодняшних дней — ИСКАТЬ НОВОЕ. Так характеризует себя на словах и сам Г. Ф. Но главное слово принадлежит, конечно, музыке — ошеломляюще взрывной или лиричной, часто — веселой, заражающей эстрадно-джазовыми ритмами. Зритель видит Фиртича за роялем, исполняющего одну из своих лучших фортепианных сонат (Восьмую), затем — симфонический концерт в капелле. Тут же кадры из знаменитых кинофильмов с музыкой Фиртича: «Вооружен и очень опасен», «Деловые люди», «Золотой теленок», незабываемо уморительный «Врунгель». Впервые показаны отрывки так и не вышедшего в прокат запрещенного некогда фильма комбинированной съемки «Мистерия-буфф»
(1969) Д.Черкасского. Сцены из футуристической оперы «Победа над солнцем» сняты в Соединенных Штатах. Опера была впервые поставлена студентами Николая Фиртича в сопровождении авторской игры на фортепиано и ударной установки. (Композитор специально летал в США репетировать, заразив интересом и энтузиазмом немало молодых американцев.)
Несмотря на то что демонстрация музыкальных фрагментов оказалась довольно краткой, в фильме удалось создать яркий образ «футуриста-авангардиста наших дней», многосторонне одаренного и полного энергии композитора Георгия Фиртича. Ценен уже сам факт появления документальной ленты о ныне здравствующем российском композиторе.

Мюзикл
В оперном жанре мастер тяготеет к мистерии; розыгрыш, фантазийность, театральность царят во многих его произведениях. Не случайно Георгий Фиртич нашел «свою тему» в романе символиста Андрея Белого, в процессе вживания обретя единомышленников: продюсера-идеолога Юрия Шварцкопфа, режиссера Геннадия Тростянецкого, либреттиста Константина Рубинского. А также художников — Олега Головко, Ирину Долгову, Дениса Солнцева, балетмейстера Гали Абайдулова, видеоинженера Тимофея Мокиенко и ВСЮ ТРУППУ Театра музыкальной комедии. Здесь 10 сентября 2015 года состоялась премьера оперы Георгия Фиртича «Белый. Петербург» (по одноименному роману Андрея Белого). События русской революции 1905 го-
да фантасмагорично переплетаются с реалиями прошлого и будущего, с судьбами конкретных исторических личностей. Музыкальное прочтение сюжета композитором «без притирок» вписалось в жанровую направленность театра. Серьезная, животрепещущая в наши дни тема переосмысления истории была решена просто, точно, легко для восприятия. Следуя духу произведения Андрея Белого, «футурист-авангардист» Фиртич создал почти веселый саркастический «мюзикл-мистерию». Дух кинематографа (видеодекорации, драматургия как цепь картин) главенствовал в спектакле еще и потому, что композитор вложил в написание музыки богатый кинематографический опыт, весь свой дар объять любую тему — от трагедии до фарса.
Мелодии, основанные на саркастически кратких попевках, предельно просты; здесь детское, русское, ярмарочное; здесь —
особый художественный прием изображения шутовства, «оболваненности». Широк и напевен пласт лирики — арии, песни; здесь особо выделяются финальная мелодия и прекрасный дуэтный романс на стихи А. Блока «Девушка пела в церковном хоре…». «Иноземные» мотивы — китайские, италь-
янские, также жанровые — всё служит «особой» характеристике персонажей. Многочисленные но короткие инструментальные интермедии-обобщения привлекают весь оркестр; их авангардно-трагическая музыка цементирует спектакль, характеризует эпоху, изобилуя массой ярких творческих находок. Ими насыщена вся партитура, которую со вкусом озвучил коллектив театра под руководством дирижера Андрея Алексеева.
В спектакле, как в калейдоскопе, огромное количество персонажей из русской истории, в том числе собирательных. В духе романа постановщиками добавлены многочисленные ассоциации с литературой, кино, жизненными реалиями двадцатого и двадцать первого столетий. В мощном киномузыкальном финале — кадры военных действий различных времен, немецких концлагерей, современного террора — панорамное обобщение, «НЕТ» хаосу и террорам всех времен. Вместе с тем спектакль праздничен, драматургически пластичен и разнообразен (режиссер по пластике — Павел Мансуров). Великолепны буквально все участники, от выдающегося исполнения солистами арий, дуэтов, трио (конкретное перечисление заняло бы полстраницы!) до слаженности пения, выразительности сценической игры артистов хора (хормейстеры — Алексей Нефедов и Евгений Такмаков). Спектакль в целом — еще одно достижение всегда устремленного вперед коллектива Театра музыкальной комедии и еще одна блестящая работа композитора Георгия Фиртича, совместно реализовавших на сцене мифологическую фантазию Андрея Белого.
Наталия БОГАЧЕНКО
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~q7VpE