Николай Рерих: от России до Индии

4 Мая 2014

Николай Рерих: от России до Индии

Ретроспективная выставка, открывшаяся в корпусе Бенуа Русского музея, посвящена 140-летию со дня рождения выдающегося русского художника, мыслителя, общественного деятеля и писателя Николая Рериха.

На выставке в Русском музее зритель увидит работы художника, знакомые с детства и редко демонстрирующиеся. Настоящим открытием станет серия монументальных панно «Богатырский фриз», выполненная в 1910 году для украшения дома Ф. Бажанова в Петербурге. Этот фриз состоял из 7 больших панно, высотой 2,03 м. Общая длина — 25,75 м. Кроме того, над окном и на оконных наличниках было размещено еще
12 декоративных полотен меньшего размера. Фриз начинали два панно, расположенные по сторонам от дверного проема, —
«Баян» и «Витязь». Баян с гуслями поет о подвигах русских богатырей. Его слушает молодой витязь. Оба панно как бы предваряли собою образный мир всей серии в целом, служили своеобразным прологом к ней.
Художник с детства интересовался всем, что имело отношение к Древней Руси: участвовал в раскопках курганов, слушал старинные легенды, изучал старинные летописи и книги. Позднее Рерих читал лекции в Петербургском археологическом институте, опубликовал ряд трудов по археологии. Семья Рерихов совершила поездку по древнерусским городам — Ярославлю, Костроме, Владимиру, Суздалю, Москве, Смоленску и др., из-учая памятники искусства России, создавая архитектурные этюды, бльшая часть которых разбросана по всему миру. Два этюда из коллекции ГРМ экспонируются на выставке: «Успенская Пароменская церковь в Пскове» и «Воскресенский монастырь в Угличе». Впервые зрители увидят раннюю работу «Украинский пейзаж», выполненную под несомненным влиянием любимого учителя А. И. Куинджи.
Во время Великой Отечественной войны, когда художник с семьей жил в Индии, в своей резиденции в долине Кулу близ Нагара, тема героического эпоса вновь возникла в его творчестве. В этот период он создал полотна, запечатлевшие образы русских подвижников и героев: «Борис и Глеб», «Единоборство Мстислава с Редедей», «Поход Игоря», «Весна священная»,
а также философскую картину «Помни!» (1947 г.).
Духовные поиски привели Рериха в Индию еще в 1923 го-ду, когда под его руководством была организована беспрецедентная трехлетняя Центрально-Азиатская экспедиция (1924–1928). Во время этой и последующих научных экспедиций он собрал огромную коллекцию памятников культуры разных народов. Для изучения этого материала был основан знаменитый Институт гималайских исследований (название института «Урусвати» происходит от санскритского слова, означающего «утренняя заря»). Живопись тех лет, пейзажи, изображающие ледники Каракорума, снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, Гималаи, величественны и прекрасны, наполнены земными и космическими энергиями. На выставке впервые демонстрируются в большом объеме картины и этюды 1930–1940-х годов, среди них «Скалы Лахула (Знаки Гесэра)», «Нанда — Деви», «Тибет. Монастырь», «Слава Гималаев», «Сокровища снегов», «Ступа. Ладак» и другие. Станковые полотна и этюды индийского периода жизни 1930–1940-х годов были переданы Русскому музею в 1960 году старшим сыном художника, ученым-востоковедом Юрием Рерихом.

Н. Рерих.Садко из серии декоративных панно Богатырский фриз, центральный фрагмент. Холст, темпера, 1910

Мария СИДОРОВА
Источник:  http://www.nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~o1Y07