Черное солнце Казимира Малевича

25 Декабря 2013

Черное солнце Казимира Малевича

Да, именно ступенью в искусстве ХХ столетия стал знаменитый «Черный квадрат» Малевича и заданное художником новое направление — супрематизм. Название было взято от латинского «supremus» — высший. Малевич и правда хотел выстроить новую Вселенную и нового, высшего, человека. В начале двадцатых годов он говорил о супрематическом завете, который придет на смену завету коммунистическому, и это будет самое лучшим временем в жизни человечества, ведь люди преобразятся, а искусство преобразит мир до такой степени, что все люди будут «земляниды»... Для них, этих будущих «землянид», Малевич и создавал свои «планиды». Это была утопия более радикальная, чем самая радикальная социалистическая утопия...
Прообраз знаменитого «Черного квадрата» появился в 1913 году. Тогда в петербургском театре «Луна-парк» состоялась премьера авангардной оперы «Победа над Солнцем», костюмы и декорации для которой были выполнены по эскизам Малевича. Во II акте спектакля актеры разрывали занавес, на котором Солнце изображалось не красным и круглым, как обычно, а черным и квадратным. Черный квадрат, замещающий собой солнечный круг, символизировал победу активного человеческого творчества над пассивной формой природы.
В 1915 году «Черный квадрат» был показан Малевичем уже как станковое произведение, символизирующее, по сути, переход к новой форме искусства. Именно тогда, в 1915, Малевич скажет и свои знаменитые бунтарские слова: «В искусстве главное истина, а не искренность». Вокруг было много искусства, но оно утомляло своей многословностью, суетностью, сладостью. Технология заслоняла конструкцию, заслоняла идею. Нужно было осмелиться очистить искусство от рассказа, фигуративности, натуральности. И он — осмелился. Научился разрушать всем привычные связи предметов в картине и заменять их новыми, подчиненными воле художника. Он впитал в себя все, что до этого знал, видел, и, переварив, перестроив это в себе, заявил: «Художник может быть творцом и когда форма картины не имеет ничего общего с натурой» Это, в сущности, и было «супрематическим кредо» Малевича. Супрематизм станет тем жезлом, за взмахом которого будут преданно следить его ученики и последователи. Вот на что он еще осмелился: при жизни создавать свой собственный миф. «Вокруг него всегда шумели и суетились, — вспоминал Николай Пунин. — Он имел многих последователей и учеников-фанатиков. Это были его штурмовые колонны, он посылал их вперед, когда находил это нужным. Малевич умел внушить неограниченную веру в себя, ученики его боготворили, как Наполеона армия, на обшлагах они носили знак своего вождя — черный супрематический квадрат».
Впрочем, черный квадрат — не только для учеников Малевича — стал вехой в искусстве XX века, символом вселенной, вмещающей в себя всё. Малевич, словно демиург, открыл для искусства космос...
Обо всем этом можно узнать на выставке «Казимир Малевич. До и после квадрата», которая начнет работу в корпусе Бенуа Русского музея с 5 декабря. На ней будет представлено около 100 произведений, костюмы, а также эскизы костюмов и декораций. В том числе и костюмы к опере «Победа над Солнцем», восстановленные студентами Санкт-Петербургской государственной академии имени Штиглица.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~tjEIw