Итальянская прелюдия

4 Декабря 2013

Итальянская прелюдия

Концерт для виолончели и струнных № 7, соль мажор Луиджи Боккерини прозвучал в исполнении солиста оркестра Франческо Феррарини. Отдадим должное мастерству оркестрантов, готовых выступить как в роли солистов, так и в составе чуткого ансамбля, руководимого дирижером Массимо Белли. Отдадим должное и программе, составленной им как художественным руководителем: представив панораму итальянской музыки — от барокко и классики до веризма, Массимо Белли сделал акцент на самом «итальянском» жанре: легко догадаться — на опере. Естественно, это привело к включению в программу оперных транскрипций: мы услышали знаменитые Вариации на струне соль на тему из оперы Россини «Моисей», созданные Николо Паганини не без помощи дьявола, как полагали современники, и Фантазию Антонио Баццини на темы из оперы Верди «Травиата». И та и другая пьесы прозвучали в версии для скрипки и струнного оркестра; обе были сыграны солистом Лучио Дегани с «дьявольским» совершенством.
Виолончельный концерт Боккерини остался единственной пьесой, исполненной по оригинальной партитуре. Струнный квинтет Боккерини «Ночная стража в Мадриде» был представлен в версии для струнного оркестра. Пусть квинтет и проиграл в «ноктюрновой» интимности, в игре света и тени (невольные ассоциации с великим одноименным полотном Рембрандта), зато обрел масштабность и весомое полнозвучие.
Случайно ли, или по воле составителя программы вслед за Фантазией Баццини на темы «Травиаты» прозвучал квартет ученика Баццини по композиции в Миланской консерватории Джакомо Пуччини. В годы ученичества Пуччини сочинил немало инструментальных ансамблей. Струнный квартет «Хризантемы» — небольшая одночастная композиция, уже выдающая руку оперного композитора на пороге зрелости (в это время он приступал к первому из своих шедевров — «Манон Леско»). Что же сказать о квартете Джузеппе Верди? Он сочинялся, по словам самого автора, между делом, в ожидании постановки «Аиды» в Неаполе. «Между делом — безделье» обернулось симпатичной пьесой в версии для струнного оркестра, выглядящей как сюита напоминаний об операх, уже написанных («Аида»), и предвещаний будущих («Фальстаф»).

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~EKeuf