«Голоса вечности» — голоса истории

3 Декабря 2013

«Голоса вечности» — голоса истории

2 ноября, в рамках празднования 400-летия дома Романовых в России, состоялся концерт «Голоса вечности», посвященный памяти цесаревича Алексея. Программа концерта была связана с увлечением цесаревича Алексея игрой на балалайке, а главным событием вечера стало звучание отреставрированного инструмента, 111 лет назад созданного знаменитым мастером С. И. Налимовым, которого называют «Страдивари русской балалайки».
С. И. Налимов (1857–1916) был не музыкантом, а обычным ремесленником, плотником и столяром, но работал он очень тщательно. Руководитель Великорусского оркестра В. Андреев, заметив тонкость и совершенство его работы, предложил ему изготавливать музыкальные инструменты для его оркестра — так Налимов стал работать для экспериментальной мастерской В. Андреева. Налимов стал создателем концертных инструментов — домр, балалаек, гуслей. Андреев лично контролировал производство балалаек, которые не поступали в продажу без его одобрения, в случае неудачи дефекты нужно было устранить. Благодаря В. Андрееву игра на балалайке стала модным аристократическим увлечением, повсюду распространились кружки любителей, издавались учебные пособия и ноты (среди них — «Правила игры на балалайке» В. Андреева). Игрой на балалайке увлекались и юнги, окружавшие цесаревича Алексея, и юные графы Шереметевы.
Одним из лучших инструментов, созданных Налимовым, считается балалайка, изготовленная в 1902 году лично для В. В. Андреева. После смерти Андреева этот инструмент перешел к выдающемуся балалаечнику Б. С. Трояновскому, который играл на нем до конца своей жизни. Впоследствии балалайка была продана в музей музыкальных инструментов Ленинградского института театра, музыки и кино, а сейчас находится в экспозиции московского Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки.
В программе концерта прозвучали сочинения самого В. В. Андреева, русские народные песни в обработке В. Трояновского, а также ставшие классикой обработки народных песен
А. Б. Шалова. Сегодня звучание оркестра русских народных инструментов привлекает утонченностью звуковых красок и воспринимается как высокое аристократическое искусство. Обработкам народных песен, созданных Трояновским и Шаловым, свойственны чистота и тонкость голосоведения, использование разнообразных приемов звукоизвлечения и артикуляции, ясность композиции. В сочетании с теплотой и богатством тембров исторических инструментов все эти лучшие для народных обработок качества раскрылись в полной мере. Исполнители — Государственный академический русский оркестр им. В. Андреева, дирижер — Дмитрий Хохлов. Соло на исторической балалайке Налимова исполняли солисты Александр Щипицын, Татьяна Кузьменко, Александр Милютин.
Всеобщее внимание привлекло выступление 7-летнего солиста Тимофея Кирсанова, который уверенно исполнил небольшие пьесы с оркестром. В концерте прозвучали также звончатые гусли из коллекции В. Андреева, созданные С. И. Налимовым в 1902 г., наигрыши на гуслях исполнила Марина Фонина. В программу концерта были также включены мемуарные страницы в память цесаревича Алексея, стихи и песни современных авторов на духовные тексты. В исполнении приняли участие московский композитор Игорь Матета и московская певица Азиза, которая выступала в сопровождении Ансамбля классической музыки. В инструментальном сопровождении был использован еще один исторический инструмент — виолончель Николая II, изготовленная в 1989 году французским мастером Альбертом Жибо и подаренная им последнему русскому императору.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~sqdmj