Дом композиторов снова в строю

5 Ноября 2013

Дом композиторов снова в строю

Так случилось, что новый концертный сезон Союз и Дом композиторов открыли после вынужденного годичного перерыва, связанного с драматической борьбой за выживание и отстаиванием в судах своего исторического права занимать здание на Большой Морской. Здание, гостями которого были И. Стравинский, Р. Щедрин и М. Плисецкая, М. Ростропович и Г. Вишневская, Ю. Темирканов, М. Легран, Б. Ахмадулина, Э. Рязанов… Здание, где в присутствии автора звучали премьеры сочинений Д. Шостаковича, а В. Клиберн играл «Подмосковные вечера»… Здание, которому отдали много лет своей творческой и профессиональной жизни В. Соловьев-Седой и А. Петров…
Символично, что сезон, открытие которого еще несколько месяцев назад представлялось  проблематичным, обещает стать особенно насыщенным и разнообразным. В 2014 году Союз композиторов ожидает ряд громких юбилеев: 80-летие одной из старейших отечественных творческих организаций, 50-летие проводимого Союзом самого почтенного по возрасту отечественного фестиваля современной музыки «Петербургская музыкальная весна», 25-летие фестиваля «Земля детей».
В программе концерта-открытия прозвучали фортепианные квинтеты Дмитрия Шостаковича и Сергея Слонимского, а также квартет финского композитора Эйноюхани Раутаваара. Дань тесным историческим и культурным связям между Россией и Финляндией была отдана составителями программы не только ее содержанием, но и участием Ансамбля солистов Филармонического оркестра города Турку.
Ныне здравствующий классик финской музыки, продолжатель традиций национальной школы Эйноюхани Раутаваара отмечает в этом году свое 85-летие. Э. Раутаваара — весьма плодовитый симфонист, автор многочисленных инструментальных концертов, в том числе — и для экзотических составов (например, для записи птичьего пения и симфонического оркестра), камерных и хоровых сочинений. Интерес композитора к российской истории нашел отражение в относительно недавней серьезной работе — опере «Распутин».
Квартет Раутаваары (1952 г.), несмотря на некоторую разнородность музыкального языка, оставил впечатление добротной, крепко спаянной композиторской работы, сделанной твердой профессиональной рукой. Аллюзии на языковые структуры Бартока, Шостаковича и, разумеется, Сибелиуса сдобрены терпкой стилистической приправой позднеромантической традиции. Квартет явился прекрасной преамбулой к последующей программе.
Квинтет С. Слонимского был сыгран увлеченно и азартно, рельефное подчеркивание характера и темпа движения в каждой части сочинения добавляло артистического обаяния сыгранному коллективу. Опус предстал юношески свежим, непосредственным, впечатляющим богатым музыкальным языком, нюансами которого мастерски владеет автор (особенно остроумным показалось завершение сочинения, где русский по своему образному строю танец неожиданно, но органично перевоплощается в пентатоническую музыку «Китайского скерцо», прозвучавшего ранее). Приятно отметить востребованность этого камерного сочинения (год создания — 2008), которое с одинаковым удовольствием часто исполняется музыкантами различных стран.
Квинтет Д. Шостаковича, исполненный профессионально и вдумчиво, оставил сильное эмоциональное впечатление. Созданная на основе сочетания современного музыкального языка с барочными традициями, эта музыка обнаруживает глубинное родство с творениями И.-С. Баха и входит в сокровищницу жанра.
… Дом композиторов, переживший (с надеждой употребим прошедшее время!) нелегкий этап существования, вновь открыл свои двери. Радостное оживление, царившее в этот вечер в зале, многочисленная публика, заполнившая в антракте гостиные и галерею особняка, со-здавали особый — приподнятый эмоциональный настрой.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~BtOt7