Уходящая натура

5 Ноября 2013

Уходящая натура

На первый взгляд показалось, что пестрее программу сделать было невозможно. Судите сами: «Вздох» для струнного оркестра и арфы Элгара, Концерт для гитары с оркестром Родриго, Две песни для голоса с оркестром из оратории «В лесах Амазонки» Вила-Лобоса, «Прелюдия и фуга» для фортепиано и струнного оркестра Пьяццоллы, Сюита из музыки к кинофильму «Английский пациент» Яреда и Маленькая кантата Свиридова «Снег идет».
Но в результате такое музыкальное разнообразие доставило огромное удовольствие. Не могу сказать, чтобы исполнение сильно захватило, но сама идея концерта — показать красоту и трепетную лирику музыки ушедшего столетия — показалась очень удачной. Успеху способствовали и емкие комментарии артистического директора фестиваля Юрия Серова. Известно, что мало кто может так изысканно испортить концерт, как словоохотливый эрудированный рассказчик, превосходно знающий историю и биографию композиторов со всеми ее периодами. Но к Юрию Серову это не относится. Он комментировал каждое (!) сочинение концерта и делал это превосходно. Деликатно, кратко, без музыковедческих выкрутасов и занудных повествований. Почти все его комментарии буквально врезались в память, и в них было так много любви к конкретным музыкальным сочинениям, что эта любовь передавалась и слушателям. Уверена, многие после концерта поспешили в магазин за дисками или засели перед компьютером, чтобы еще раз послушать Свиридова или Родриго,
и дать послушать эту музыку родным и близким.
Теперь об участниках, которых было, естественно, очень много. В концерте принял активное участие ансамбль солистов Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра. Норвежский пианист Нильс Мортенсен (о котором на родине говорят: «недостаточно известная миру норвежская драгоценность») солировал в пьесах Пьяццоллы, в «Прелюдии и фуге» которого проявился неожиданный драматизм. От взлетных глиссандо струнных, синкоп и прочих «аргентинских штучек» буквально захватывало дух.
Шведский гитарист Георг Гуяш солировал в Концерте для гитары испанского классика Хоакина Родриго. Этот концерт слепой музыкант написал накануне Второй мировой в садах «испанского Версаля» — городка Аранхуэс близ Мадрида. В этом же городе он провел когда-то свой медовый месяц, там же и похоронили композитора-долгожителя, ушедшего из жизни на 98 году жизни.
Георг Гуяш готовит сейчас диск всей лютневой музыки Баха, работает в Стокгольме и, по словам Юрия Серова, целиком посвящает себя искусству, находясь вне музыкального бизнеса. Божественную музыку второй части Аранхуэсского концерта Юрий Серов предложил «послать в капсуле во внеземные цивилизации, чтобы там узнали, насколько красива наша Земля».
Ощущение приятной легкости оставила музыка к кинофильму «Английский пациент» Габриэля Яреда. Фильм, кстати, получил в свое время «Оскара» за лучшую музыку. Яред настоял на том, чтобы в том месте, где по сценарию должны были быть исполнены Гольдберг-вариации Баха, использовали его собственную музыку, сочиненную в барочном духе.
Людмила Шкиртиль сдержанно и страстно исполнила песни для голоса с оркестром из оратории «В лесах Амазонки» Вила-Лобоса. Эта оратория появилась после того, как музыку не взяла известная кинокомпания (сама же сделавшая заказ Вила-Лобосу!) для фильма «Зеленые поместья» с участием восходящей звезды Одри Хепберн. Вила-Лобос, очевидно, расстроился, но сочинение не пропало, автор создал из него ораторию «В лесах Амазонки». Произведение стало последним, что написал бразильский композитор.
Изумительным окончанием концерта стала маленькая кантата Свиридова «Снег идет» (8 минут!) на стихи Пастернака — предрождественская, невероятно теплая и домашняя. Ее исполнил Женский хор музыкального колледжа имени Римского-Корсакова (художественный руководитель Сергей Екимов) и ансамбль хора мальчиков Училища имени Глинки (художественный руководитель Василий Грачев). Ребята превосходно справились с кантатой, четко и выразительно исполнив все три части: «Снег идет», «Душа» и «Ночь».

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~wnNMb