Владимир Фёдорович Одоевский

16 Сентября 2013

Владимир Фёдорович Одоевский

Минувшим летом исполнилось 210 лет со дня рождения Владимира Фёдоровича Одоевского, русского писателя, ученого, журналиста, издателя, музыковеда… Если вам не по себе, если смысл жизни предательски ускользает, если кажется, что рядом нет собеседника, способного если не разогнать сомнения, то уж во всяком случае растопить лед душевного одиночества, перечитайте хотя бы «Русские ночи» или «Последний квартет Бетховена». А мы вспоминаем строки из биографии этого человека, составленной
Сергеем Константином Буличем.

Владимир Феодорович, князь — русский писатель и общественный деятель. Родился в Москве, 30 июля (11 августа) 1803 г. Окончив курс в благородном пансионе при Московском университете, сотрудничал в «Вестнике Европы»; сблизившись с Грибоедовым и Кюхельбекером, издавал в 1824–1825 годах альманах «Мнемозина»; позднее служил в ведомстве иностранных исповеданий и редактировал «Журнал Министерства внутренних дел». В 1846 г. был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. С переводом в 1861 г. музея в Москву назначен сенатором московских департаментов Сената и состоял первоприсутствующим 8-го департамента. Скончался 27 февраля 1869 г. и погребен на кладбище Донского монастыря.
Искание во всем и прежде всего правды («Ложь в искусстве, ложь в науке и ложь в жизни, — писал он в свои преклонные годы, —
были всегда и моими врагами, и моими мучителями: всюду я преследовал их, и всюду они меня преследовали»), уважение к человеческому достоинству и душевной свободе, проповедь снисхождения и деятельной любви к людям, восторженная преданность науке, стремление всесторонне вникнуть в организм духовной и физической природы отдельного человека и целого общества — характерные черты его произведений и его образа действий.
Главное место среди сочинений Одоевского принадлежит «Русским ночам» — философской беседе между несколькими молодыми людьми, в которую для иллюстрации высказываемых ими положений вплетены рассказы и повести, отражающие в себе задушевные мысли, надежды, симпатии и антипатии автора. Так, например, рассказы «Последнее самоубийство» и «Город без имени» представляют на фантастической подкладке строго и последовательно до конца доведенный закон Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии, а произведений природы — в арифметической, со всеми выводимыми из него заключениями, и теорию Бентама, кладущую в основание всех человеческих действий исключительно начало полезного как цель и как движущую силу.
В «Русских ночах» особенно выдаются два рассказа, «Бригадир» и «Себастиан Бах»: первый — потому, что в нем автор за пятьдесят лет до появления «Смерти Ивана Ильича» затрагивает ту же самую — и по основной идее, и по ходу рассказа — тему, которую впоследствии, конечно, с неизмеримо большим талантом, разработал Л. Н. Толстой; второй — потому, что здесь (а также в «Последнем квартете Бетховена») автор высказал свою восторженную любовь к музыке, «величайшему из искусств».
Серьезному изучению ее истории и теории он посвятил в значительной мере свою жизнь. Еще в 1833 г. он написал «Опыт о музыкальном языке», много занимался затем вопросом о наилучшем устройстве своего любимого инструмента — органа и даже изобрел особый инструмент, названный им энгармоническим клавесином. Отдавшись после переселения в Москву изучению древней русской музыки, Одоевский читал о ней лекции на дому, в 1868 г. издал «Музыкальную грамоту, или Основания музыки для не музыкантов» и открыл Московскую консерваторию речью «Об изучении русской музыки не только как искусства, но и как науки». Занимаясь теорией и историей нашего церковного пения, Одоевский собрал много старинных церковных нотных рукописей. Большой любитель органной музыки вообще и музыки Иоганна Себастьяна Баха в частности, Одоевский соорудил для себя компактный орган чистого (не темперированного) строя, названный им в честь Баха «Себастьянон» и впоследствии подаренный им Московской консерватории. Им было построено также такое фортепиано «натурального», то есть чистого, строя…

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~rMUuZ