«Артистка благородной красоты»

21 Июня 2013

«Артистка благородной красоты»

В этот вечер Малый зал филармонии был так наэлектризован, что начало концертной программы задержалось: бурные овации, которыми публика встретила любимую певицу, долго не давали вице-губернатору В. Н. Кичеджи произнести приветственный текст и вручить Ирине Богачёвой букет цветов от имени правительства Петербурга. А виновница торжества принимала эти изъявления всеобщего восхищения с очаровательной улыбкой, с присущим ей чувством юмора, всем своим обликом смягчая патетичность момента.
В восприятии меломанов среднего и младшего поколения Ирина Богачёва — это вечное солнце оперной сцены, светившее, как им кажется, всегда. Но старшее поколение помнит начало блистательной плодотворной творческой жизни певицы, без которой вот уже более полувека немыслим ни оперный театр, ни концертная жизнь, ни деятельность кафедры сольного пения в Петербургской консерватории. Недаром и в юбилейном издании «Звезды Мариинского театра» среди 99 «лучших из лучших» за 230 лет, названа народная артистка СССР, почетный гражданин Санкт-Петербурга Ирина Петровна Богачёва.
Среди старых документов в семейном архиве мне попалась «крупногабаритная» программка торжественного концерта в БКЗ «Октябрьский», посвященного 100-летию со дня рождения Ленина (1970). В этом официозном концерте принимали участие самые яркие ленинградские звезды, среди которых были Ирина Колпакова и Юрий Соловьёв, Михаил Барышников и Наталья Макарова, Борис Штоколов и Евгений Нестеренко, Эдита Пьеха с ансамблем Броневицкого, Эдуард Хиль и сам Василий Соловьёв-Седой.
А открывала ту программу молодая солистка Кировского театра Ирина Богачёва, у которой еще не было никаких почетных регалий, кроме звания лауреата международных конкурсов. Но уже тогда имя это было очень известно и притягательно для всех любителей вокального искусства, слышавших ее завораживающий голос, видевших певицу в роли неотразимо-прекрасной Кармен.
О ней заговорили в пору ее студенчества, особенно после того, как в 1962 году она стала лауреатом очень престижного Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки. В консерватории Ирина Богачёва ярко выделялась даже на фоне целого созвездия талантливых сокурсников (их знаменитый курс называют «курсом народных артистов»): Владимир Атлантов, Елена Образцова, Евгений Нестеренко… Когда эти молодые вокалисты были заняты в спектаклях Оперной студии, огромный зал набивался битком. Именно здесь Богачёва впервые выходила в ролях Няни, Ольги в «Евгении Онегине», Дуняши и Любаши в «Царской невесте», а вскоре, еще не окончив консерваторию, она стала солисткой Кировского театра.
С тех далеких пор она воплотила на сцене практически все меццо-сопрановые образы классического репертуара. Ее феноменальный вокально-драматический дар вдохновлял композиторов-современников писать оперные партии специально для нее, так появились Екатерина в «Петре I» А. Петрова, Аксинья в «Тихом Доне» И. Дзержинского. Именно для ее чарующего голоса Шостакович создал вокальный цикл на стихи Марины Цветаевой, именно ей поручал Валерий Гаврилин исполнение многих своих произведений.
По словам режиссера Ирины Таймановой, на глазах которой расцвел талант певицы, «в этой примадонне все необыкновенно. И редкостной красоты тембр меццо-сопрано, и яркий артистизм. Богачёва — это и горделивая, страстная Аксинья («Тихий Дон»), и гротескная Графиня («Пиковая дама»), и трепетная, а потом трагичная Амнерис («Аида»), и свободолюбивая Кармен, и нежная Няня («Евгений Онегин»), и горделивая Марина Мнишек, и страстная страдающая Марфа в «Хованщине», и властительница колдовских чар — будь то Ульрика в «Бал-маскараде» или Азучена в «Трубадуре». А ее красавица Любаша из «Царской невесты» будто сошла с полотен русских портретистов, и я никогда не могла понять Григория Грязного, который предпочел такой Любаше инфантильную Марфу…»
«Необыкновенность» Богачёвой и в неувядаемости ее царственно-прекрасного сценического облика, и в аристократической простоте и благородстве вокально-артистического дара, который с годами обретает все большую проникновенность и мудрость. Идут годы, но по-прежнему завораживают публику знаменитая красочность тембра, эластичность, чувственность, подвижность гибкого голоса и поразительный актерский талант уникальной певицы, «артистки благородной красоты», как о ней писали в прессе.
Еще одним тому доказательством стал концерт в День города с участием Ирины Богачёвой и ее учеников. Учитель по праву может гордиться своими питомцами — Анной Налбандянц и Павлом Валужиным, Марией Галкиной и Борисом Пинхасовичем, Александром Гонца, Александрой Кабановой и Дарьей Сергеевой. Все они в большей или меньшей степени продемонстрировали зрелое профессиональное мастерство, недюжинный артистизм и громадный вокальный потенциал — и в «серьезном», и в «легком» жанре (в концерте звучали арии и ансамбли из опер, оперетт, неаполитанские песни). Художественная индивидуальность каждого участника программы рельефно «высвечивалась» умным и тонким аккомпанементом концертмейстера Елены Гаудасинской.
В столь достойном обрамлении на сцене, утопающей в роскошных букетах цветов от почитателей, царила весь вечер Ирина Богачёва, выступавшая в конце каждого отделения. В первом — со своими «коронными» ариями Далилы и Кармен (к бурному восторгу публики). Во втором исполнила вдохновенное «Ave Maria» Тости, комичные куплеты подвыпившей Периколы из оперетты Оффенбаха, упоительно-полетное «Испанское болеро» Чиары, а «на бис» — до слез пробирающий романс Гаврилина «Простите меня» (первые слова «Простите, простите, простите меня… И я вас прощаю…» Ирина Петровна остроумно обыграла, адресовав их своим ученикам, окружившим ее на сцене). А в завершение прозвучал звонкоголосый ликующий ансамбль «O sole mio», в котором слились голоса всех участников концерта. И казалось, что никто из них не испытывает усталости: в финале концертного марафона прекрасные голоса обрели еще большую мощь. Вот что значит правильная профессиональная школа, которую получили молодые певцы от Учителя!
После столь удачного старта юбилейный фестиваль продолжится в июне. Пройдет серия мастер-классов и концертов «Опералия в Петербурге». В них примут участие молодые певцы из Лос-Анджелесской оперы под руководством Пласидо Доминго, Театра Ан дер Вин (Австрия) и студенты вокального факультета Петербургской консерватории. В сентябре в рамках фестиваля ожидается премьера музыкального спектакля «Золушка» — подарок Мастеру от учеников Школы вокального искусства Ирины Богачёвой. В октябре в Москве состоятся мастер-классы и совместный концерт солистов Центра оперного пения Галины Вишневской и студентов класса Ирины Богачёвой. А завершится фестиваль 23 декабря — ведь именно 23 декабря 1963 года, 50 лет назад, Ирина Богачёва впервые вышла на сцену Театра имени Кирова. В заключительном концерте на сцене Маринки-3 выдающуюся петербургскую певицу будут приветствовать ее друзья, мастера оперного пения, — Александрина Милчева, Владимир Галузин, Владимир Чернов, Сергей Лейферкус, Денис О, Нил и другие.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~OHqvy