По страницам «Музыкальной весны — 2013»

21 Июня 2013

По страницам «Музыкальной весны — 2013»

Петербургский Дом композиторов, Дом Монферрана — так его часто называют по имени зодчего — великолепно подходит для камерных концертов. Несмотря на вопиюще несправедливую угрозу выселения, весь сезон Дом упорно «играет музыку» в антикварном Дубовом зале особняка. Концерты бесплатны, а проба качества исполнения — наивысшая. В программе фестиваля «Петербургская музыкальная весна — 2013» был задуман в том числе маленький внутренний цикл из двух квартетных вечеров.

В первом из них, прошедшем
15 мая, прозвучали премьеры квартетов В. Круглика, С. Нестеровой, Н. Мажары, М. Крутика, А. Танонова и Третий квартет недавно почившего А. Мнацаканяна, композитора и общественного деятеля, известного многим петербуржцам.
На втором квартетном вечере, состоявшемся 23 мая, на эстраде Дубового зала священнодействовал, как и в первый вечер, «Авангард-квартет». Коллективу около трех лет, его участники являются артистами Академического симфонического оркестра филармонии, многие — лауреаты международных конкурсов. Михаил Крутик (скрипач-композитор), Виктория Велькова, Михаил Соколов, Елена Григорьева — молодые музыканты, играющие новое с предельной самоотдачей и силой проникновения в авторский замысел.
Было три премьеры. Компози-тор-математик Александр Туник представил датированный нынешним годом Струнный квартет, написанный свежо и с тонким юмором. Внутри коротких частей с мини-темами-героями словно резвились «человечки» Ватто и Пуссена, маленькими шажками очерчивая рисунок светлой пасторали. Две скрипки и альт противостояли сольной виолончели. Этому необычному балансу мастерски подыграла Елена Григорьева. В своей нестандартной и оптимистичной музыке А. Туник часто реализует «модели подобия», оставаясь при этом российским автором со своеобразным музыкальным языком.
Вторая премьера — одночастный Струнный квартет, написанный молодым композитором Ильей Остромогильским в 2011 году. Квартет воплотил, по его высказыванию, «сопоставление двух миров». Две линии —
драматическая и лирическая —
развиваются, переплетаясь и взаимодействуя. Тема в духе знаменного распева показалась особенно проникновенной и яркой. У композитора старшего поколения Владимира Соколова премьера его уже Третьего квартета (2011) — особая. Сочинение посвящено памяти недавно ушедшей жены. Скорбные «потусторонние» звучания, агрессивные ритмо-формулы, передающие неумолимо наступающую боль, очень красивая кода, примиряющая с неизбежным, — таково произведение 82-летнего автора, созданное в весьма современных музыкальных техниках…
Александр Попов, композитор среднего поколения, врач по первой профессии и философ по отношению к жизни, представил Фортепианный квинтет 1987 года, где к четырем музыкантам-струнникам присоединился пятый, Николай Мажара. Это молодой, уже широко известный пианист-композитор, чей Струнный квартет звучал в первом концерте цикла. Говоря о квинтете, А. Попов признался, что очень любит это свое старое сочинение. Темповые обозначения частей — «с движением» и «без движения» — определяют здесь необычную и весьма экспрессивную драматургию. Титанические эмоции выплескиваются с огромной силой, чтобы уйти потом в бездну, пустыню, тишину шорохов. Композитором смешан взрывчатый тембровый «коктейль», он сдобрен особыми приемами звукоизвлечения у рояля и струнных. Пианист завершает сочинение стоя, а квартет в конце вздымает вверх четыре смычка наподобие мечей…
Драгоценной жемчужиной программы стал Струнный квартет Геннадия Банщикова, автора многих сочинений, входящих в «золотой фонд» петербургской композиторской школы. Струнный квартет написан в 1982 году, тогда же Банщиковым осуществлен замысел великолепной оперы «Горе от ума», несомненно одной из вершин в его творчестве.
В четырех частях квартета развиваются несколько микротем-интонаций, проходящих путь от тишины до брутальных звучаний, через лирику и жанровость — снова к тишине. При богатстве содержания, обилии разнообразных технических приемов и интонационно-ролевых превращений мотивов музыка невесома, эмоции надземны. Микротемы лишь намечают путь ассоциаций, реализующихся за пределами нотного текста. Яркую роль Банщиков определил альту, вдруг в одной из частей вышедшему на первый план. А в целом квартет звучал как единый инструмент. Отзвуки сочинений классиков были лишь гостями в неповторимом мире Геннадия Банщикова.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~nnsyD