Вольный классик

21 Июня 2013

Вольный классик

Творчеству С. М. Слонимского присуща впечатляющая широта исторических и культурных интересов, охватывающих буквально все эпохи. Тридцать первая симфония — напряженное философское размышление о мире и человеке. С неспешным линеарным мелодическим развертыванием крайних частей контрастирует стремительно вторгающееся агрессивное скерцо Allegro furioso. Начальный мотив первой части достигает трагической кульминации-развязки в финале, обрывающемся ударом колокола… Премьера новой симфонии отметила своего рода юбилей сотрудничества композитора с филармонией: первое исполнение Симфонии № 1 состоялось 45 лет назад.
Вспоминаются слова А. И. Климовицкого из рецензии на постановку балета «Волшебный орех» в 2005 году: «Хотелось бы, чтобы Слонимский реализовал симфонический потенциал балета в сюите для исполнения в концертных залах». Девятичастная сюита из балета «Волшебный орех» увлекательна и захватывающе разнообразна по характеру: здесь восточный и испанский танцы, вальс, мазурка, венгерский марш… Своей театральной яркости и звукоизобразительности музыка нисколько не утратила: перевоплотившись в сюиту, она обрела новую жизнь как самостоятельное симфоническое произведение.
Подобную метаморфозу претерпели и «Песни вольницы» на стихи русских лирических и «разбойничьих» народных песен. Первоначально написанный для солистов и фортепиано, этот вокальный цикл далеко выходит за рамки камерного жанра. Неудивительно, что он со временем переродился в ораторию для солистов и оркестра. В новом качестве «Песни вольницы» завоевали широкую популярность.
Каждое исполнение произведений Слонимского — всегда радостное событие для музыкантов и слушателей, современников композитора. Художник-мыслитель, не боявшийся цензуры в трудные времена, творит вольно и свободно, осваивая и покоряя новые миры в музыкальном пространстве.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~zlUN9