Олимпийцы не соревнуются

21 Июня 2013

Олимпийцы не соревнуются

Ежегодная молодежная музыкальная гала-декада давно стала ожидаемым и долго потом обсуждаемым событием на рубеже весны и лета в Петербурге. Парад молодых лауреатов самых видных международных конкурсов стимулирует слушательское внимание: новых имен всегда больше, чем уже знакомых, программы концертов, основываясь на классике, изобилуют и репертуарными редкостями, что напрямую связано с одним из фестивальных принципов — представлять публике все музыкальные специальности. Дирижирование, фортепиано, скрипка, виолончель, вокал, тромбон, кларнет, контрабас, арфа, гитара, ударные, баян —
такова палитра нынешнего «Олимпа». Географический диапазон не менее широк — Россия, Италия, Бразилия, Франция, Республика Корея, Болгария, Австралия, Украина, Германия, Венгрия, Швейцария.

«Музыкальный Олимп» хоть и призван поддерживать идею музыкального конкурса, сам по себе конкурсом не является. Однако элемент состязательности заложен в структуру фестиваля: каждый год слушателям предлагается проголосовать за наиболее понравившегося артиста. В этом году обладателем приза зрительских симпатий оказался бразильский дирижер Тобиас Фолкман. Наградой ему стало серебряное пасхальное яйцо работы знаменитого ювелира Владимира Михайлова, а также возможность принять участие в концертах-презентациях фестиваля в Швейцарии, Германии и США.
Голосование, как сообщила пресс-служба фестиваля, «проводилось посредством анкетирования во время каждого из семи концертов фестиваля. В список лидеров вошли Федерико Колли (Италия, фортепиано), Василена Серафимова (Болгария, перкуссия) и Анна Чи Хе Сон (Корея, сопрано), однако с небольшим перевесом победил дирижер Тобиас Фолкман (Бразилия).
Тобиас Фолкман, обладатель II премии и приза оркестра Международного конкурса дирижеров Й. Панулы (Вааса, Финляндия)
2012 года, принял участие в концерте фестиваля "Музыкальный Олимп" 24 мая в Государственной академической капелле. Под его управлением Оркестр Государственного Эрмитажа и музыканты из Франции (Николя Мутье, тромбон), Кореи (А Руем Ан, фортепиано) и России (Игорь Елисеев, контрабас) исполнили произведения Бетховена, Грёндаля, Тубина, Рахманинова. Зрители отметили высочайший уровень мастерства, с которым бразильский дирижер управлял оркестром».
Присоединяясь к поздравлениям, все-таки еще раз подчеркну: фестиваль — не конкурс. И возможностей у его участников попасть в поле зрения и слышания одной и той же аудитории гораздо меньше. Поэтому выбор лидера на фестивале — отнюдь не главная задача. Мне, к примеру, не удалось побывать на концерте Фолкмана, но верю, что с ним вряд ли конкурировал Димитрис Ботинис, очень неудачно управлявший Мариинским оркестром на открытии «Олимпа». Невнятность дирижерских намерений помешала в тот вечер как следует оценить и игру солистов — скрипача Андрея Баранова, виолончелиста Алексея Жилина в Двойном концерте Брамса и итальянского пианиста Федерико Колли в Концерте Шумана. Последний, впрочем, благодаря белому фраку сумел вызвать интерес, но — ненадолго: Шуман в духе предшественников Фильда не убедил. А вот сыгранная на бис пьеса (один из блистательных образчиков бузониевской виртуозности) доказала, что I премию на конкурсе в Лидсе пианисту вручили не зря.
С большим интересом я ждала выступления Варвары Непомнящей, но в ее случае (концерт-закрытие) ситуация получилась противоположной: ми-минорный концерт Шопена она сыграла аккуратно и старательно, но зацепиться памяти было бы не за что, если бы не откровения в области «аккомпанемента». Оркестр капеллы «Таврическая» и его главный дирижер Михаил Голиков буквально каждым своим выступлением укрепляют уверенность в том, что в симфоническом пространстве Петербурга есть место новому большому явлению.
Но если вернуться к зрительскому призу, то свою симпатию я отдала бы баянисту Дмитрию Безденежных. Слушая Диму, я поймала себя на том, что как будто заново открываю для себя духовую, а точнее дыхательно-вокальную природу его инструмента! Популярнейшие (и, казалось бы, уже поднадоевшие) композиции Пьяццоллы, Джонсона, Веласкеса Торреса звучали как высокая классика в исполнении подлинного виртуоза. Добавлю, что насладиться искусством музыканта мне выпало не в Эрмитажном театре, где он выступил 28 мая, а неделей раньше, в актовом зале СИЗО «Кресты».
Ирина Никитина не бросает своих начинаний — с прошлого года участники фестиваля «Музыкальный Олимп» играют и поют не только в условиях роскошных концертных залов. Заключенные, больные и одинокие люди тоже их слышат…
Так что еще один свой личный «симпатический приз» я адресую лично Ирине Анатольевне, президенту фонда
«Музыкальный Олимп».

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~WkXDA