«В гостях у Ларисы Гергиевой»

21 Июня 2013

«В гостях у Ларисы Гергиевой»

Владикавказ очаровывает мгновенно и с каждым прожитым здесь часом притягивает все сильнее. Секрет этого притяжения не только в сказочном величии горных пейзажей, очаровании утопающих в зелени старинных улиц и набережных легендарного Терека… Встречающиеся на каждом шагу памятные знаки заставляют вздрогнуть сердце: этой красотой любовались и вдохновлялись Пушкин, Лермонтов, Чайковский, Вахтангов, Булгаков, Коста Хетагуров… Однако и историческим богатством культурной почвы не исчерпывается значение столицы Северной Осетии. Искусство продолжает здесь жить и развиваться на зависть и более крупным городам.
Поводом для моего первого знакомства с Владикавказом стало открытие VIII Международного фестиваля искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой». Фестивалей в мире сейчас великое множество, но далеко не каждый, даже среди имеющих глобальную известность, может похвастаться продуманной оригинальностью. Лариса Абисаловна, личность яркая и неугомонная, давно завоевала репутацию человека, который если уж за что берется, то вкладывает в свое детище все силы, ум, талант и фантазию. Премьера оперы Умберто Джордано (1867–1948) «Федора», открывшая нынешний фестиваль, — событие экстраординарное. Перелистайте афиши хоть всех оперных театров России за столетие — не найдете этого названия. Между тем и сюжет, в котором традиционная любовная драма провоцирует на серьезные размышления о трагической судьбе русской аристократии (действие последовательно развивается в Петербурге, Париже и Швейцарии конца XIX века), и музыка в духе любимого в России веризма (Джордано — современник Пуччини), —
всё гарантирует успех у публики, несмотря на то что произведение (а таких примеров в истории немало) незаслуженно оказалось в числе забытых. Лариса Гергиева в очередной раз рискнула и в очередной раз выиграла (в прошлом году с огромным успехом на фестивале был представлен не менее раритетный опус —
«Агриппина» Генделя).
«Федора» удостоилась самого горячего приема у владикавказской публики. Я с изумлением наблюдала, как зал взрывается овациями после каждого номера! Спасибо всем создателям спектакля. Молодой петербургский режиссер Софья Сираканян («Агриппина» — тоже ее постановка) вопреки своему нежному возрасту поступила очень мудро: никаких постмодернистских ухищрений в трактовке нет. Мизансцены понятны и естественны. Рисунок каждой роли прост, но очень выразителен. Сценография и костюмы Нины Черчесовой, сочетающие элегантность и характерность, тоже не заставляют ломать голову над тем, где и когда развиваются события, а в оформлении задника в последнем акте угадывается тонкий комплимент в адрес места постановки: очертания Швейцарских Альп очень хорошо рифмуются с рельефом Кавказа.
Солистами в обоих премьерных спектаклях (26 и 27 мая) выступили, по сложившейся на фестивале традиции, представители Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, руководимой Ларисой Гергиевой. Мария Соловьёва (Федора), Екатерина Морозова и Анастасия Новоселова (Ольга), Виталий Дудкин и Николай Емцов (Лорис Северин) подтвердили репутацию Академии — богатой на таланты серьезной творческой мастерской. Отдельно отмечу з. а. РСО-А Фаризу Кацоеву, исполнившую заглавную партию во второй вечер. Гордость труппы Национального государственного театра оперы и балета РСО-А Фариза тоже из «академиков». К слову, при подготовке оперы был учтен и третий состав — исключительно из местных артистов, так что будущее спектакля обеспечено.
В целом художественный уровень премьеры надо признать очень высоким, хотя задачи перед молодыми исполнителями стояли наисложнейшие. «Федора», быть может, потому и не стала репертуарной оперой, что требует от вокалистов невероятной выносливости и мастерства (напомню, на премьере в Милане в 1898 году главную мужскую партию пел Карузо). Не менее трудна и участь оркестра. В партитуре множество виртуозных соло, прихотливых полифонических эпизодов, тембровых изысков. Честь и хвала дирижеру Евгению Кириллову и всем музыкантам, достойно преодолевшим все препятствия.
Я не случайно употребила это слово. Даже самый блестящий талант может споткнуться о некачественный инструмент. А с инструментами в оркестре, видимо, — беда. Спору нет, обновление инструментария — очень дорогое удовольствие, своими силами эту проблему театру не решить. Не потянуть театру и ремонт здания (обидно видеть отслоившуюся штукатурку на фасаде, украшенном нарядной афишей), и крайне необходимую пристройку — театр задыхается от недостатка репетиционных помещений, отсутствия декорационного цеха, малой сцены…
«Полноценный театр начинается с числа 400», — заметила Лариса Абисаловна, имея в виду минимальный штат. На сегодня Национальный оперный театр этого себе позволить не может. Очень жаль, потому что творческие силы на месте — есть. В немалой степени их росту способствует регулярное на протяжении последних 8 лет общение с силами Мариинского театра.
Меценатство в России — пока редкое явление. Правда, спасительная помощь иногда все-таки приходит. Нынешняя постановка «Федоры» стала возможной благодаря поддержке Делзелл Фонда (США) и лично мистера Роберта Делзелла, обожающего музыку и истово верящего в будущее российской культуры. Он приехал на премьеру и признался потом, что плакал от восторга два вечера подряд — а уж ему-то, исколесившему весь мир, есть с чем сравнивать.
На открытие фестиваля пришел и глава правительства Республики Северная Осетия — Алания Сергей Керменович Такоев, подчеркнувший, что уровень фестиваля растет с каждым годом. Хочется верить, что эти слова означают заинтересованность республиканской власти в процветании Национального государственного театра оперы и балета и готовность помочь единственному по сути жизнеспособному музыкальному очагу в Северокавказском регионе, символу подлинной столичности Владикавказа, прекрасного и гостеприимного города, куда хочется возвращаться вновь и вновь.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~3jZWP