«Как новый вальс хорош!»

21 Июня 2013

«Как новый вальс хорош!»

Хачатурян начинал свой творческий путь, обучаясь на виолончели, и тембры любимых струнных инструментов вдохновляли его всю жизнь. «Я стремился, — говорил композитор, —
как можно глубже проникнуть в самое существо любимых мною смычковых инструментов, извлечь из их сокровенных тайников как можно больше тембровых, динамических, эмоциональных качеств». Триада инструментальных концертов была посвящена друзьям-артистам, в их числе виолончельный концерт — его первому исполнителю Святославу Кнушевицкому.
Знаменитый «Танец с саблями» был написан в 1942 году, в эвакуации в Перми, когда немецко-фашистские захватчики стояли под Сталинградом. Этот номер был создан по просьбе директора театра за несколько часов накануне генеральной репетиции уже готового спектакля балета «Гаяне».
На создание балета «Спартак», по собственному признанию композитора, оказали большое влияние образы высокой античной классики, впечатления от посещения Рима. Композитор вспоминал: «Очень много для создания музыки дало мне путешествие по Италии. Я изучал античные картины, скульптуры, видел сооружения древнего Рима, триумфальные арки, созданные руками рабов, казармы гладиаторов, Колизей, часто проходил по тем местам, по которым когда-то шел Спартак со своими товарищами…»
Сочинение знаменитого «Вальса» к драме Лермонтова «Маскарад» было сопряжено с сомнениями и напряженными поисками: «Их же сотни, этих вальсов, и столько прекрасных! <…> Но ведь у Лермонтова сказано: “Как новый вальс хорош!” Понимаете?! Каким же я его должен написать, чтобы публика согласилась: Да, хорош! Да, лучше прежних!» Композитор признается, что обратился за помощью к Н. Я. Мясковскому: «Приступая к работе, я очень тревожился, понимал, что я в столице России сочиняю музыку к русской классической пьесе после Глазунова. Кстати говоря, насколько мне известно, Глазунов не написал к “Маскараду” вальса, а вместо этого использовал “Вальс-фантазию” Глинки <…> Очень помог мне Николай Яковлевич Мясковский. Я поведал ему о своей тревоге, и он дал мне какой-то редкий сборник музыки доглинкинской поры. Благодаря этому я смог проникнуть в музыкальную атмосферу эпохи…»
В юбилейном концерте прозвучали хорошо известные сочинения Хачатуряна — фрагменты музыки к драме «Маскарад», сюиты из балетов «Спартак» и «Гаянэ»; в программу также вошел редко исполняемый Виолончельный концерт (написанный в годы войны и впервые сыгранный в 1946 году), который требует высокого исполнительского мастерства. Исполнители — ГАСО Санкт-Петербурга под управлением Александра Титова, солист — виолончелист Дмитрий Коузов; их интерпретации присущи красочность и масштабность. Музыканты в полной мере раскрыли важнейшие особенности партитур Хачатуряна: пейзажность и колористичность, удивительные качества его «музыкального пространства», заставляющие вспомнить об ассоциациях искусства Хачатуряна с живописью М. Сарьяна. Лирические эпизоды, в том числе сцены из балетов, покорили слушателей утонченностью деталей и изысканной тонкостью агогических нюансов. Вместе с тем исполнители передали стихийную мощь шекспировских контрастов драматургии
А. Хачатуряна, масштабность массовых сцен его балетов, яркость и эффектность кульминаций (концерт закончился фрагментом «Победа Спартака» из одноименного балета). Искусство Арама Хачатуряна и сегодня увлекает слушателей многокрасочностью, жизнерадостной силой композиторского дарования.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~3Pfks